Храм Собора Пресвятой Богородицы – наследие Строгонова и памятник архитектуры

Актуально

NIK_0486.jpg Проведение экскурсийNIK_9492.jpg Заказ поминовения и свечей на сайте Жертва в Алтарь для Богослужения Целевая помощь

Объявления

все объявления Внимание! Изменения в расписании! 28 марта в 18:30 приглашаем Вас на беседу протоиерея Валериана Кречетова на тему: «Сложные вопросы семейной жизни» Обращение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси КИРИЛЛА по случаю дня редких заболеваний (28.02.2021). Патриаршее обращение к архиереям, управляющим викариатствами г. Москвы и ставропигиальными монастырями

Расписание богослужений

полное расписание пн 29.03сегодня 6:30

  • Утреня. Часы. Изобразительны.

18:00

  • Вечерня. Повечерие. Молебен.

вт 30.03 6:30

  • Утреня. Часы. Изобразительны.

18:00

  • Вечерня. Повечерие.

ср 31.03 6:30

  • Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.

18:00

  • Повечерие. Акафист Покрову Божией Матери.

чт 01.04 6:30

  • Утреня. Часы. Изобразительны.

18:00

  • Вечерня. Повечерие.

пт 02.04 6:30

  • Утреня. Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. Молебен.

17:00

  • Утреня. Заупокойная лития.

сб 03.04 8:40

  • Часы. Исповедь. Литургия. Панихида.

11:00

  • Соборование.

16:40

  • Молитвы перед исповедью.

17:00

  • Всенощное бдение.

вс 04.04 6:40

  • Часы. Исповедь. Литургия святителя Василия Великого.

8:40

  • Часы. Исповедь. Литургия святителя Василия Великого.

17:00

  • Вечерняя служба. Акафист Страстям Господним (2 Пассия).

пн 05.04 6:30

  • Утреня. Часы. Изобразительны.

18:00

  • Вечерня. Повечерие. Молебен.

вт 06.04 6:30

  • Утреня. Часы. Изобразительны.

18:00

  • Всенощное бдение.

ср 07.04 6:40

  • Часы. Исповедь. Литургия.

8:40

  • Часы. Исповедь. Изобразительны. Вечерня. Литургия.

18:00

  • Повечерие. Акафист свв. благоверным кн. Петру и кнг. Февронии.

чт 08.04 6:30

  • Утреня. Часы. Изобразительны.

18:00

  • Вечерня. Повечерие.

пт 09.04 6:30

  • Утреня.Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. Молебен.

17:00

  • Утреня. Заупокойная лития.

сб 10.04 8:40

  • Часы. Исповедь. Литургия. Панихида.

11:00

  • Соборование.

16:40

  • Молитвы перед исповедью.

17:00

  • Всенощное бдение.

вс 11.04 6:40

  • Часы. Исповедь. Литургия святителя Василия Великого.

8:40

  • Часы. Исповедь. Литургия святителя Василия Великого.

17:00

  • Вечерняя служба. Акафист Страстям Господним (3 Пассия).

пн 12.04 6:30

  • Утреня. Часы. Изобразительны.

18:00

  • Вечерня. Повечерие. Молебен.

вт 13.04 6:30

  • Утреня. Часы. Изобразительны.

18:00

  • Вечерня. Повечерие.

ср 14.04 6:30

  • Утреня.Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.

18:00

  • Утреня. Чтение канона прп.Андрея Критского. Стояние прп. Марии Египетской. Чтение жития прп. Марии Египетской.

чт 15.04 6:30

  • Часы. Изобразительны.Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.

18:00

  • Вечерня. Повечерие.

пт 16.04 6:30

  • Утреня.Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. Молебен.

18:00

  • Утреня с акафистом Пресвятой Богородице.

сб 17.04 8:40

  • Часы. Исповедь. Литургия.

11:00

  • Соборование.

16:40

  • Молитвы перед исповедью.

17:00

  • Всенощное бдение.

вс 18.04 6:40

  • Часы. Исповедь. Литургия святителя Василия Великого.

8:40

  • Часы. Исповедь. Литургия святителя Василия Великого.

17:00

  • Вечерняя служба. Акафист Страстям Господним (4 Пассия).

пн 19.04 6:30

  • Утреня. Часы. Изобразительны.

18:00

  • Вечерня. Повечерие. Молебен.

вт 20.04 6:30

  • Утреня. Часы. Изобразительны.

18:00

  • Вечерня. Повечерие.

ср 21.04 6:30

  • Утреня.Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.

18:00

  • Повечерие. Акафист Покрову Божией Матери.

чт 22.04 6:30

  • Утреня. Часы. Изобразительны.

18:00

  • Вечерня. Повечерие.

пт 23.04 6:30

  • Утреня.Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров. Молебен.

17:00

  • Повечерие. Утреня.

сб 24.04 8:40

  • Часы. Исповедь. Литургия. Панихида.

11:00

  • Соборование.

16:40

  • Молитвы перед исповедью.

17:00

  • Всенощное бдение. Освящение вербы.

вс 25.04 6:40

  • Часы. Исповедь. Литургия.

8:40

  • Часы. Исповедь. Литургия.

17:00

  • Вечерня. Малое повечерие.

пн 26.04 6:30

  • Утреня.Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.

18:00

  • Великое повечерие.

вт 27.04 6:30

  • Утреня.Часы. Изобразительны. Вечерня. Литургия Преждеосвященных Даров.

18:00

  • Великое повечерие.

Новости

все новости Объявления Внимание! Изменения в расписании! Проповеди «Русь Святая, храни веру Православную…». Слово архимандрита Мелхиседека (Артюхина) Новости храма Божественная Литургия в Покровском храме в Неделю Торжества Православия Фотоальбомы Всенощное бдение в Покровском храме накануне Недели 1-ой Великого поста. Торжество Православия. Фотоальбом Объявления 28 марта в 18:30 приглашаем Вас на беседу протоиерея Валериана Кречетова на тему: «Сложные вопросы семейной жизни» Новости храма Великий Покаянный канон святителя Андрея Критского. Четверг первой седмицы Великого поста. Комментарии Новости храма Слово об унынии. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) Новости храма Великий Покаянный канон святителя Андрея Критского. Среда первой седмицы Великого поста. Комментарии Фотоальбомы Фотоальбом «Вечерня с чином прощения в Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе»

Официальные документы и обращения

все документы Циркулярное письмо первого викария Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве о мерах профилактики распространения коронавирусной инфекции Послание Священного Синода Русской Православной Церкви епископату, клиру, монашествующим и мирянам в связи с нашедшим в этом году вредоносным поветрием Заявление Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ в связи с угрозой мошеннических действий в отношении верующих Пастырские рекомендации для приходской работы с молодежью, вовлеченной в субкультуры Виртуальная экскурсия по храму

Проведение экскурсий

Дорогие братья и сестры! Богатая экскурсионная программа Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе познакомит вас с историей Храма и откроет перед вами уникальный мир этого поистине величественного памятника Русской Православной Церкви.

подробнее об экскурсиях Отправить заявку на проведение экскурсии

Таинства и требы

все таинства и требы Крещение Венчание Миропомазание

Проповеди

все проповеди «Русь Святая, храни веру Православную…». Слово архимандрита Мелхиседека (Артюхина) Слово об унынии. Архимандрит Мелхиседек (Артюхин) Слово за чином прощения. Архимандрит мелхиседек (Артюхин) 1 Великий пост – время, когда можно изменить себя. Слово архимандрита Мелхиседека (Артюхина)

Новинки издательства

все книги Алгоритм семейного счастья Без храма не прожить! «Что там, за последней чертой?» Была такая история…

Ожившее Евангелие

Исторические места Исторические места, связанные с земной жизнью Господа Иисуса Христа. Назарет Эммаус Иудейская пустыня. Сорокодневная гора. Акелдама («Земля горшечника», «Поле крови») Магдала «Игольные уши» Идумея Исторические артефакты Артефакты, которые встречаются в текстах Евангелия. Горчичное зерно Устройство Второго Иерусалимского храма Светильники Терновый венец Умывальница Чаша Нард. Нардовое мироПодробнее:Обряды и традиции, Одежда, Сословия, Исторические персоналии

Фотографии

все фотографии

Видео

все видео

Храм Покрова Богородицы «на Рву», называемый также собором Василия Блаженного, высится на Красной площади Москвы, рядом с Кремлем, напротив Спасской башни. Он был поставлен здесь в 1561 году в память о взятии русским войском Казани – столицы могущественного ханства, грозившего России и через столетия после окончания татаро-монгольского ига.

Второе (народное) имя храму дано в честь погребенного под его папертью почитаемого москвичами святого, современника постройки собора.

А ведь изначально храм выглядел не так как сейчас ! Вот смотрите …

Что стояло раньше на месте Покровского собора точно не известно. Русские летописи содержат отрывочные и противоречивые сообщения о деревянных и каменных церквях. Это порождало немало догадок, версий и легенд.

Строительство храма велось всего 6 лет и только в теплое время года. В летописи содержится описание «чудесного» обретения мастерами девятого, южного престола, после того, как все сооружение было практически завершено. Однако четкая симметрия, присущая собору, убеждает в том, что у зодчих изначально было представление о композиционном строении будущего храма: предполагалось поставить восемь приделов вокруг центральной девятой церкви. Храм строили из кирпича, а фундамент, цоколь и некоторые элементы декора были выполнены из белого камня.

Уже к осени 1559 г. собор был в основном завершен. В праздник Покрова Богоматери освятили все церкви, за исключением центральной, так как «болшая церковь средняя Покров того году не совершена».

Приставка «на Рву», встречающаяся в летописных свидетельствах о соборе, связано с тем, что через всю площадь, названную впоследствии Красной, вдоль кремлевской стены c XIV века шел глубокий и широкий оборонительный ров, который был засыпан в 1813 г.

В первозданном виде собор просуществовал до 1588 г. Тогда с северо-восточной стороны к нему была пристроена десятая церковь над могилой юродивого Василия Блаженного, который проводил много времени у строящегося собора и завещал похоронить себя рядом с ним. Известный московский чудотворец умер в 1557 г., а после его канонизации сын царя Ивана IV Грозного, Федор Иоаннович повелел соорудить церковь. В архитектурном отношении она представляла собой самостоятельный бесстолпный храм с отдельным входом.

Место обретения мощей Василия Блаженного обозначили серебряной ракой, которая впоследствии была утеряна во времена Смуты, в начале XVII в. Богослужения в церкви святого вскоре стали ежедневными, а начиная с XVII столетия, имя придела переносится постепенно и на весь собор, становясь его «народным» наименованием: Храм Василия Блаженного.

В конце XVI века появились фигурные главы собора — взамен первоначального сгоревшего покрытия.

В 1672 г. с юго-восточной стороны к собору пристроили одиннадцатую церковь: небольшой храм над могилой Иоанна Блаженного – чтимого московского юродивого, похороненного у собора в 1589 г.

Собор имел необычную архитектурную композицию — 9 самостоятельных храмов были построены на едином основании – подклете – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, окружающими центральный храм.

Архитектура храмов сводится к трем видам: шатровому, башенным большим и башенным малым. Все они объединены использованием единого композиционного приема «восьмерик на четверике» – это значит, что восьмигранник ставится на кубическое основание. Но объемы помещений разные, да и сочетания их необычны. Как пишет один из основных исследователей собора, А.Л. Баталов, «подобие и различие, единство и обособленность – примирение этих противоречивых начал становится главной темой в архитектуре собора и отвечает основной идее его программы».

Наиболее живое и яркое высказывание об этом храме принадлежит 20-летнему Михаилу Лермонтову: «…за самой стеной, которая вправо спускается с горы и оканчивается круглой угловой башнею, покрытой как чешуею зелеными черепицами; немного левее этой башни являются бесчисленные куполы церкви Василия Блаженного, семидесяти приделам которой (это, конечно, не так – А.К.) дивятся все иностранцы, и которую ни один русский не потрудился еще описать подробно».

Экзотическим «букетом» увидел этот собор почти через 100 лет художник Аристарх Лентулов.

Немецкий естествоиспытатель первой половины XIX века Иоганн Генрих Блазиус, посетивший Россию в 1840 году, вначале принял его за группу скал или колоссальное растение. Но вот что открылось ему потом: «Только взобравшись наверх, начинаешь мало-помалу понимать, что все части храма расположены симметрично…».

И – закономерный финал: «Вместо запутанного нестройного лабиринта это ультранациональное архитектурное произведение являет полный смысла образцовый порядок и правильность» (!). В устах педантичного немца такая оценка, бесспорно, – высшая похвала.

Посмотрим на собор сначала сверху, с куполов. Сколько их?

Произвольное нагромождение куполов исключается, это всего лишь сознательно подготовленный создателями храма обман зрения. К тому же, узорные главы – не изначальны. Они в конце XVI века заменили пострадавшие при пожаре значительно более строгие и более скромные «шлемы».

Начнем от главы над центральным шатром. Сразу видно, что вокруг основного шатра по диагоналям стоят 4 маленьких главы на низких барабанах, под которыми расположены три ряда полукруглых кокошников «вперебежку». Представим себе на мгновение, что больших, стоящих рядом с ними глав нет. И вот, перед нами пятиглавый храм, отличающийся лишь резко повышенной центральной частью: 1 + 4 = 5.

А теперь посчитаем остальные купола. Их всего 4, и расположены они по сторонам света вокруг главного шатра, что тоже восходят к традиционному для византийских и русских храмов пятиглавию, хотя и значительно более редкому, чем первое. И здесь: 1 + 4 = 5.

Не принимаем в расчет небольшой низкий купол слева от алтаря – это главка придела над мощами святого Василия Блаженного, он появился здесь позже, в 1588 году. Точно так же придется исключить из него и шатровую колокольню, построенную в 1683 году вместо прежней звонницы справа от алтаря. И тогда оказывается, что впечатление невероятного, непостижимого многоглавия достигнуто простым соединением двух традиционных пятиглавых храмов, как бы вставленных один в другой. При этом глав получается, конечно, не 10, а 9 – центральный шатер «работает» на оба пятиглавия.

Но рисунки, сделанные иностранцами, а также древние описи собора позволяют сказать, что куполов здесь было гораздо больше.

Снаружи по периметру главного шатра располагалось еще 8 (!) совсем маленьких главок. 4 такие же главки стояли вокруг самого большого, Входоиерусалимского придела, находящегося в центре западного фасада собора, напротив Спасской башни. Увы, при ремонте 1780-х годов они были разобраны – видимо, эпохе классицизма этот лес куполов (9 + 8 + 4 = 21!!!) показался «архитектурным излишеством». А жаль…

[]источники https://russian7.ru/post/sobor-vasiliya-blazhennogo-khaos-ili-kos/ http://ria.ru/spravka/20110712/392044436.html

Еще несколько интересных соборов: вот посмотрите, это Самая голливудская церковь в мире и самое большое сооружение из стекла, а вот знаменитая Хатльгримскиркья и Церковь Грундтвига. Посмотрите на Кафедральный собор в Милане (Duomo di Milano) и знаменитый Ульмский собор (Ulmer Münster)

Это копия статьи, находящейся по адресу http://masterokblog.ru/?p=32090.

Основатель собора – Григорий Строганов

Богатый купеческий город Нижний Новгород привлек внимание русского предпринимателя, купца Григория Дмитриевича Строганова. Владелец 200 деревень и 15 тысяч крепостных крестьян, выгодно торговавший здесь солью, открыл в городе контору и рядом на горе занялся возведением храма в честь праздника Собора Пресвятой Богородицы, отмечаемого на следующий день после Рождества Христова.

Красно-белый силуэт храма выделялся на фоне зеленого волжского откоса, а рядом возвышались каменные палаты солепромышленника и политического деятеля, представителя дворянского рода Строгановых – Григория Дмитриевича.

Архитектура и материалы для строительства и отделки

Храм в честь Собора Пресвятой Богородицы – каменная двухэтажная пятиглавая церковь с отдельно стоящей колокольней.

Концепция церкви

Внешне церковь напоминает драгоценную резную шкатулку: монументальность здания сочетается с изысканным, ювелирно выполненным пышным убранством. Изящная каменная резьба – виноградная лоза и цветы, яблоки и груши, гранаты и персики, раковины и причудливые завитки покрывают сплошным ковром стены.

Пять глав церкви, поставленные по сторонам света, увенчаны коваными ажурными крестами сложного рисунка. Красно-кирпичные стены, затейливая белокаменная резьба и разноцветные маковки, как главы храма Василия Блаженного в Москве, – украшение города.

Темно-малиновый цвет фасадов, на котором нарядно смотрелась белокаменная резьба, расписан желтыми, голубыми и зелеными цветами. Наверху двухъярусной церкви – двухапсидный алтарь, молельный зал, трапезная и паперть.

С начала образования церкви богослужения проходили во втором, пышном и красивом, ярусе, первый этаж заняли склады. Богатое внешнее оформление церкви символизирует райский сад, Царство Небесное на земле.

Колокольня

Стройная колокольня, устремленная ввысь, символизирует земную свечу Богу. Первый ярус, выполненный в виде триумфальной арки, – парадный вход в церковь, который украшают изящные гирьки-висяги и предваряют иконы преподобного Сергея Радонежского, Пресвятой Богородицы и преподобного Серафима Саровского.

По уровню второго яруса колокольню соединили с папертью собора крытым переходом. На колокольне Строгановской церкви – часы, которые музыкальным боем отмечают фазы Луны и времен года. 80-килограммовый колокол в верхней части колокольни каждый час отбивает нужное время. На верху колокольни, под крестом – флюгер в виде узорного флажка, символическое значение Святого Духа.

Из истории храма

Храм освятили в 1713 году. Спустя три года в Нижний Новгород приехал Петр I, чтобы отслужить молебен в связи со своим 50-летием. Легенда гласит, что император в гневе покинул храм, приказав его закрыть, что и было сделано. Службы возобновились, спустя 2 года после смерти царя, в 1727 году.

Император обнаружил в церкви две иконы, которые он лично заказал мастеру Караваку для Петропавловского собора Санкт-Петербурга. Григорий Дмитриевич Строганов, увидев иконы в мастерской художника, тайно от государя купил их, попросив мастера для Петропавловского храма написать другие.

Здесь же вскрылось еще одно обстоятельство, взбесившее вспыльчивого императора. Крепостной иконописец, учившийся в Голландии на средства Григория Дмитриевича Строганова, написал для собора икону «Спас Вседержитель».

В образе Христа мастер изобразил заказчика храма Григория Дмитриевича. Петр I, увидев образ, гневно воскликнул: «Я должен поклоняться Гришке Строганову, холопу моему? Не бывать этому!».

Храм трижды горел. На средства внука основателя храма, Александра Сергеевича, в 1812 году храм отреставрировали, укрепив дополнительной стеной.

В 1930 году храм закрыли. Во время Великой Отечественной войны здание использовали как аптечный склад, благодаря этому сохранился старинный иконостас – 43 иконы конца XVII столетия из 46 уцелели. В 60-е годы XX века Строгановскую церковь передали краеведческому музею.

В 1993 году храм заново освятил митрополит Николай. На освящении присутствовали представители областной администрации, великие княгини Леонида Георгиевна и Мария Владимировна Романовы, а также князь-отрок Георгий и сопровождавший их режиссер Никита Михалков, который помог восстановить храм.

Интерьер Строгоновской церкви

Интерьер церкви скромнее фасадов. Алтарь храма трехапсидный. Апсида – пониженный выступ здания, примыкающий к основному объему. Апсиды в церквах устраиваются в память о времени гонения на ранних христиан. Монахи, скрываясь от преследования, молились в пещерах и маленьких, низких кельях, выдолбленных в скалах.

Внутреннее обустройство церкви

В северной апсиде – жертвенник, на котором совершается Проскомидия, когда кислый хлеб и вино особым образом готовятся к таинству Причащения. В южной апсиде – ризница для хранения облачений при богослужении и священных сосудов. В средней апсиде – престол, священное место в храме. Престол церкви посвящен православному празднику Собору Пресвятой Богородицы.

Престол храма – это место присутствия Божественной Славы. Здесь совершается таинство Евхаристии (Причащения) – в переводе с греческого языка «благодарение». Алтарь устроен на возвышенном месте и знаменует горницу, где состоялась Тайная Вечеря Господа с учениками. В алтаре три окна – символ троического света Божества.

В алтаре у восточной стены, напротив престола – горнее место, где установлено кресло-трон, что обозначает таинственное присутствие Небесного Царя Господа Иисуса Христа.

Возвышение, на котором стоит алтарь и иконостас, – солея, полукруглый выступ в центре солеи напротив Царских врат – амвон. Амвон – символ камня, отваленного ангелом от дверей Гроба Господня и возвестившего о Воскресении Христовом.

Молельный зал

Молельный зал церкви небольшой по размерам, но очень светлый. В каждой из пяти глав церкви – окна, солнечные лучи легко попадают в молельный зал, падая на иконостас. Поражает тонкая пышная резьба и красочная живопись иконостаса. Выразительны иконы «Поклонение волхвов» и «Собор Богоматери», « Спас Вседержитель», написанные крепостным мастером, учившимся в Голландии.

Пол молельного зала выложен из метлахской плитки. На втором этаже – хоры, прославившиеся пением. На стенах вокруг хоров фрески:

  • Иудеи побивают камнями первомученика архидьякона Стефана.
  • Укрощение бури Господом нашим Иисусом Христом.
  • Пророк Моисей молится перед Господом за народ Израилев.
  • Моление царя Соломона.
  • Моление Анны неплодной, будущей матери пророка Самуила у входа в Иерусалимский храм.
  • Встреча Иисуса Христа с женщиной хананеянкой (язычницей).

Вход в молельный зал предваряют иконы истинных учеников Господа:

  • Иоанна Златоуста;
  • Тихона Задонского;
  • Игнатия Бренчанинова;
  • Феофана Затворника;
  • Григория Богослова.

Здесь же фрески равноапостольного князя Владимира и равноапостольной Ольги В киотах – иконы Благовещения и святителя Николая Чудотворца.

Трапезная

Стены трапезной части храма расписаны картинами на библейские сюжеты. Восточная стена – малый иконостас, украшенный виноградными гроздьями, – покрыта белокаменной резьбой с позолотой. Вверху – иконы Иисуса Христа и четырех евангелистов. Евангелист Марк символизируется Львом в ознаменование могущества и царственного достоинства Господа.

Орел при евангелисте Иоанне символизирует высоту евангельского учения и сообщаемых в нем Божьих тайн. Луку изображают с Тельцом, подчеркивая жертвенное служение. При евангелисте Матфее изображен Ангел как символ послушничества в мир Сына Божия. Венчает ряд Голубь – символ Святого Духа.

Ниже – фрески-иллюстрации:

  • беседа Господа с самаритянскою;
  • несение Господом Креста;
  • воскресенье четырехдневного Лазаря.

Святыни храма

  1. Старинная икона Николая Чудотворца.
  2. Иконы с частицами мощей преподобного Серафима Саровского, митрополита Филарета Московского и оптинских старцев в ковчеге.
  3. Чтимая Державная икона Божьей Матери.

Православный храм Собора Пресвятой Богородицы действующий, принимает и верующих, и туристов в любой день. Богослужения проходят ежедневно, престольный праздник – 8 января. По словам святителя Иоанна Кронштадтского, в храме все поучительное нет ничего праздного и ненужного.

Небольшой белокаменный храм, расположенный в российской глубинке, является одним из самых узнаваемых символов России. Этот храм – Покрова на Нерли. Церковь отличается изысканными пропорциями и является одним из самых известных и значимых памятников православного зодчества на Руси. Кроме того, Покрова на Нерли имеет необычную историю. И ежегодно к церкви пешком от села Боголюбово идут тысячи паломников, чтобы увидеть прекрасную церковь на берегу реки (которую часто сравнивают с плывущим по волнам лебедем), чтобы прикоснуться к русской истории.

Содержание

История храма от строительства до наших дней

Покрова на Нерли – необычный храм. Необычно и место возведения – в затопляемой пойме реки, и сроки постройки, согласно летописным свидетельствам, церковь была возведена за один год (единым летом), и архитектура.

История возникновения церкви и чудо перед постройкой

В 1158 году была построена резиденция князя Андрея – Боголюбово. Место было выбрано не случайно: Андрей Боголюбский вез икону Матери Божией из Киева, и на месте, где была выстроен поселок, лошадь неожиданно встала, а князю явилась Богородица, которая и указала место для строительства города.

Что касается церкви Покрова на Нерли, то ее построили рядом с главной резиденцией князя. Одни историки считают, что строительство также производилось в 1158 году, другие придерживаются точки зрения, что церковь являлась напоминанием о воинах, погибших в битве с булгарами, в том числе, об Изяславе (сыне Андрея), умершем от ран вскоре после возвращения из похода, и была возведена в 1165 году.

Начало строительства церкви

Как уже упоминалось, храм, который стал одним из символов России, возвели всего лишь за год. Причем, строителям пришлось немало потрудиться: Андрей Боголюбский выбрал место, где Нерль сливается с Клязьмой, на заливном лугу, на перекрестке водных торговых путей. И чтобы избежать подтопления, зодчие возвели небольшой холм и заложили мощный фундамент. Весной, когда река разливается, храм стоит на небольшом островке и добраться до него возможно лишь на лодке.

Саму церковь строили из белого камня. К сожалению, имя зодчего, который создал столь необычный проект, не известно. Но сохранились летописные свидетельства о том, что Боголюбский приглашал для строительства своего города иноземных мастеров. Скорее всего, один из этих иностранцев и стал автором проекта церкви Покрова на Нерли.

Наречение храма

Освящение церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы – нетипично для того времени. Праздник Покрова впервые стали отмечать в России, такого праздника не было в византийских традициях и, считается, что ввел его именно Андрей Боголюбский.

Праздник Покрова – это воспоминания о чудесных событиях, которые произошли в Константинополе в десятом столетии. Город осаждали сарацины, жители собрались в храме и молились о спасении. Вместе со всеми в храме молился святой юродивый Андрей, который увидел, что среди толпы находится сама Богородица. Она, как и все жители, молится о даровании спасения, приклонив колена, затем подходит к престолу, снимает с головы покров и простирает его над всеми молящимися. Матерь Божию видел и ученик Андрея – блаженный Епифаний. Благодаря заступничеству Матери Божией, город устоял.

Именно в честь чудесного спасения Константинополя и освятил Андрей Боголюбский храм у реки. Событие перекликалось с личным опытом князя: во время похода на булгар Андрей взял с собой образы Богородицы, Спаса, а также Крест. И во время битвы от них начало исходить огненное сияние, которое предвещало победу русскому войску. Этот крест долгое время находился возле церкви Покрова на Нерли, он сохранился и до наших дней: эта важная реликвия хранится в залах музея в Боголюбово.

Археологические раскопки и находки

Археологические раскопки помогли ученым узнать много подробностей о строительстве храма и об его первоначальном облике. Так выяснилось, что храм окружала галерея, холм, на котором строилась церковь, был полностью обложен белыми плитами, а к набережной спускалась белокаменная лестница.

Немало интересного узнали ученые и о строении холма, на котором стоит храм. До раскопок 1954 года считали, что церковь построили на естественной возвышенности. Однако раскопки позволили обнаружить, что изящное строение имеет мощную подземную часть. От цокольного профиля на 3.7 метров вниз идет стенная кладка из белокаменных блоков, а еще ниже- фундамент из булыжников, скрепленных известняковым раствором. Общая глубина фундамента почти пять с половиной метров.

Особенности архитектуры храма

Материалом для строительства служил светлый песчаник. По архитектурному решению Покрова на Нерли – классический крестово-купольный одноглавый храм. Свою известность церковь получила за счет удивительно гармоничных пропорций, которые создают иллюзию воздушности постройки и словно устремляют храм вверх. Такой эффект достигается за счет того, что средняя аспида немного приподнята в отношении соседних, также приподнято над боковыми и среднее окно. Изящность постройки также подчеркивает храмовый барабан, установленный на постамент.

Внутреннее пространство также отражает идею стремления вверх. Стены церкви абсолютно вертикальны, но благодаря правильно подобранным пропорциям, создается впечатление, что они слегка наклонены вовнутрь. Такое решение позволяет визуально увеличить высоту потолка небольшого храма. Иллюзию высоких сводов также подчеркивают сужающиеся к верху крестчатые столпы.

Белокаменная резьба

Фасад здания украшен изысканной резьбой. Сюжет посвящен библейскому царю Давиду, восседающему на троне с Псалтырью в руках (его изображение повторяется три раза), который окружен фантастическими животными: орлами, голубями, грифонами и львами. Три фасада также опоясывают строгие девичьи лики.

Символика резьбы пока не расшифрована. Ученые предполагают, что львы– это символы власти и силы, а вставший на дыбы хищный зверь – скорее всего, пардус – его изображение до сих пор сохранилось на гербе города Владимира. Что касается женских ликов. То предположительно, это образ Софии – символа мудрости и самоотречения.

Подобная каменная резьба – трудозатратная и сложная работа. Ученые подсчитали, что, учитывая технологии того времени, то если бы над созданием каменных украшений для храма трудился один человек, ему должно было бы потребоваться три тысячи дней.

Внутреннее убранство и декор

До наших дней не сохранились элементы внутреннего убранства церкви Покрова на Нерли. Когда-то полы украшали майоликовые плитки, а стены – фрески и росписи. Все это было утрачено в 1877 году, когда здание подвергли непрофессиональной реставрации.

Храм сегодня

Сейчас церковь Покрова на Нерли принадлежит двум владельцам: Владимирско-Суздальскому заповеднику и Православной Церкви. Храм действующий и является подворьем Богородице-Рождественного монастыря. Но службы здесь проводятся только по двунадесятым праздникам. В остальное время все желающие могут зайти в церковь Покрова на Нерли (в дневное время), осмотреть храм, помолиться или поставить свечку.

Церковь Покрова на Нерли с 1992 года является объектом, входящим в список наследия ЮНЕСКО.

Часы работы и контакты —>

С 26 по 28 марта Покровский собор открыт с 10:00 до 18:00, касса — до 17:15

Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (Храм Василия Блаженного) — один из самых значимых памятников древнерусской архитектуры XVI в. Собор был возведен в 1555–1561 гг. по велению царя Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства.

Центральная церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Четыре церкви — Трех Патриархов Константинопольских, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Григория Армянского — освящены во имя святых, в день памяти которых произошли важные события похода. В программе посвящений церквей собора нашли отражение и другие важные события русской духовной жизни второй половины XVI в.: явление в вятских землях нового образа Николая Чудотворца, прославление преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского. Восточная церковь посвящена основному догмату христианской веры — Святой Троице. Западная церковь Входа Господня в Иерусалим связывает собор с образом Небесного Града.

Впоследствии к Покровскому собору были пристроены две нижние церкви: во имя святого Василия Блаженного (1588) и Блаженного Иоанна Московского (1672).

Покровский собор богато украшен настенными росписями, обладает внушительной коллекцией древнерусской иконописи и шедевров церковно‐прикладного искусства. Уникален ансамбль 11 церквей с полными иконостасами, интерьеры которых отражают историю храма на протяжении четырех с половиной столетий.

sobor.jpg —> Собор Покрова Пресвятой Богородицы на Рву (храм Василия Блаженного) — один из самых значимых памятников древнерусской архитектуры XVI в. Собор был возведен в 1555–1561 гг. по велению царя Ивана Грозного в честь покорения Казанского царства.

Центральная церковь освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Четыре церкви — Трех Патриархов Константинопольских, Киприана и Иустины, Александра Свирского и Григория Армянского — освящены во имя святых, в день памяти которых произошли важные события похода. В программе посвящений церквей собора нашли отражение и другие важные события русской духовной жизни второй половины XVI в.: явление в вятских землях нового образа Николая Чудотворца, прославление преподобных Варлаама Хутынского и Александра Свирского. Восточная церковь посвящена основному догмату христианской веры — Святой Троице. Западная церковь Входа Господня в Иерусалим связывает собор с образом Небесного Града.

Покровский собор обладает уникальными настенными росписями, внушительной коллекцией древнерусской иконописи и шедевров церковно-прикладного искусства. Уникален ансамбль десяти церквей с полными иконостасами, интерьеры которых отражают четырехвековую историю храма. —>

Используемые источники:

  • https://hrampokrov.ru/
  • https://masterok.livejournal.com/5203515.html
  • https://architectureguru.ru/cathedral-of-the-holy-mother-of-god/
  • https://pravednik.info/istoriya-xrama-pokrova-na-nerli.html
  • https://shm.ru/museum/hvb/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий