Храм Кафедральный собор в честь Покрова Божией Матери

ИнформацияФотогалереяДуховенствоf652243c4cf48553efc382fd897f4c49.jpgАдрес:г. Самара, 443020, ул. Ленинская, 75-А.Контактный телефон:333-41-29, 333-25-15Трехмерные панорамыhttp://palomnik63.ru/panoramas/411_pokrova_presvyatoy_bogoroditsy_samara/Сайт:http://http://samara-pokrov.cerkov.ruНастоятель:Протоиерей Гончаров Павел ИвановичБлагочиние:Самарское СтарогородскоеДополнительная информация:Покровский кафедральный собор находится в центре Самары на пересечении улиц Некрасовской и Ленинской (бывшей Сокольничьей, а затем Шихобаловской ул.). Район Покровского собора в начале XIX века находился вдали от города, и в 1805 году здесь было открыто городское кладбище. На кладбище стояла деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи с приделом во имя Воздвижения Креста Господня. По мере городского строительства жилые кварталы приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а церковь была ветхой и тесной и не удовлетворяла потребностям прихожан.  По инициативе купцов Шихобаловых — Антона, Емельяна и Матвея — жители прилегающих к церкви кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу — преосвященному Евсевию (Орлинскому) — с ходатайством о разрешении устройства (вместо деревянной церкви) нового, более вместительного каменного храма на доброхотные пожертвования.  Ходатайство было уважено, и преосвященный Евсевий, с разрешения губернатора, направил в 1854 году в Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А.И. Майснером. Этот проект не был утвержден, вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э.И. Жибера. За время согласования проекта кладбищенской Предтеченской церкви был дан статус приходской церкви, а кладбище в 1857 году закрыли.  На строительство храма Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34000 рублей, которые покрыли расходы на каменную кладку и элементарную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по сооружению храма начались в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) торжественно совершил закладку храма. В закладке же первого каменного придела храма участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.  Для управления строительством новой церкви был образован строительный комитет, в который вошли братья Емельян и Антон Шихобаловы, священники Иоанн Словоохотов и Александр Цареградский, приходские попечители А.П. Паршенский и А.И. Туман. Антон Николаевич Шихобалов был казначеем данного комитета, а впоследствии — и первым церковным старостой Покровской церкви (с 1858 по 1904 год). 

Строительный комитет весьма добросовестно и рачительно вел строительство церкви, которая в основном была сооружена за два года. По ходатайству Самарской духовной консистории Священный Синод наградил братьев Шихобаловых золотыми медалями, а Паршенского орденом Святого Станислава 3-й степени — за усердие по возведению Покровской церкви. Кроме того, благотворители получили право быть похороненными рядом с храмом.

В ограде церкви Шихобаловы устроили семейный склеп. Здесь же находились и захоронения Паршенских.

17 июля 1861 года преосвященным Феофилом было совершено освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а 12 ноября 1861 года был освящен правый престол во имя святителя Митрофана, Воронежского чудотворца.

Первым настоятелем Покровской церкви был протоиерей Александр Цареградский, прослуживший в храме более 20 лет. После смерти о. Александра настоятелем стал его брат — протоиерей Николай Цареградский.

Хотя по проекту Покровская церковь планировалась как трехпрестольная, долгое время в левом приделе размещались ризница и канцелярия с церковным архивом. В 1906-1907 годы на средства купца Петра Ивановича Шихобалова с западной стороны храма был сделан симметричный пристрой, куда и перевели канцелярию и ризницу, а над западным входом устроили хоры.

Иконы, в основном, были нового письма, из святынь храма особенным почитанием пользовались икона Нерукотворного образа Иисуса Христа в медной посеребренной ризе, написанная в 1662 году, и выполненный из золоченого серебра крест с мощами святых угодников Божиих, подаренный храму в 1869 году купцом Дмитрием Ивановичем Подсосовым. Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальные ведомости» в 1911 году, считалась «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению».

После революции 1917 года в Православной Церкви произошел раскол, связанный с появлением ереси «обновленчества», активно поддерживаемой новой большевистской властью. В Самарской епархии позиции обновленцев оказались достаточно сильными, они захватили ряд храмов, в том числе Покровскую церковь, которую в 1930 году сделали кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В 20-30-е годы в результате учиненных властями репрессий против Православной Церкви и ее служителей в Самаре из 55 православных храмов были закрыты, разрушены или разорены 54 храма. В период с 1938 по 1946 год в городе оставалась лишь одна действующая церковь — Покровская. В 1938 году после ареста обновленческого лжемитрополита Василия обновленческий приход Покровской церкви рассеялся, и спустя некоторое время храм воссоединился с Московской Патриархией.

В годы Великой Отечественной войны Покровский собор постоянно участвовал в сборе пожертвований в различные фонды военного времени, в том числе были собраны средства на танковую колонну имени Димитрия Донского.

Среди святынь храма — Крест с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня, икона свт. Митрофана, Воронежского чудотворца, с частицей его мощей, ковчежец с мощами свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских Чудотворца, прп. Григория Декаполита, свт. Игнатия, еп. Ростовского, св. мч. архидиакона Лаврентий, св. вмч. Варвары, св. мч. Василия Анкирского, св. Игнатия Великого, св. благ. вел. кн. Александра Невского, св. вмч. и целителя Пантелеимона, прп. Иоанникия Великого, прп. Сергия Радонежского, свт. Василия, еп. Амасийского, прп. Ефрема Сирина, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского, свт. Арсения, еп. Тверского, св. мч. Самона Едесского, св. Василия Антиохийского. Здесь же хранятся Часть Животворящаго Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Спасителя.

В притворе храма недавно установлен и почитается первый крест с могилы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927-1995), который был учеником митрополита Мануила и его келейником, а с 1965 по 1990 годы — любимейшим самарским архипастырем. Молитвенник, духовный писатель, создатель современной идеологии русского национального возрождения, старец-архиерей, в то же время простой и доступный человек (он принимал любого до 23 часов — времени совершения келейного правила). Его искренность и любовь (он даже наказывал с любовью) вызывали ответные чувства признания и любви. Владыка Иоанн скончался 2 ноября 1995 года и похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

Духовные наследия двух почитаемых самарцами и петербуржцами владык, митрополитов Мануила и Иоанна (учителя и ученика), дают ответы на самые сложные и болезненные вопросы современности и вечности и служат путеводной звездой ко спасению. Публикацию их богатого духовного наследия осуществляет официальный орган Самарской епархии — православный альманах «Духовный Собеседник». «Подвижническая деятельность моих предшественников осеняет наше нынешнее веростроительство», — говорит архиепископ Самарский и Сызранский высокопреосвященнейший Сергий о митрополитах Мануиле и Иоанне, считая, что их стараниями епархия сохранила подлинно христианское православное лицо.

Владыка Сергий (Полеткин) был назначен на Самарскую кафедру в 1993 году 25 февраля, в знаменательный для самарцев день, когда празднуется память святителя Алексия, небесного покровителя Самарского края, и Иверской иконы Божией Матери — Благой Вратарницы, которые как бы открыли владыке сердца и двери Самарской земли. За восемь лет управления владыки Сергия в епархии построено и открыто около 110 храмов и 75 воскресных школ, действует Самарская духовная семинария, выходят многочисленные православные издания, радио- и телепередачи, работают Братство святителя Алексия и духовно-просветительные центры, учреждены общественные движения «Самара православная» и благотворительный фонд «Тольятти православный», проводятся Рождественские и Иоанновские чтения. И еще множеством хозяйственных, просветительских и молитвенных служений отмечена деятельность владыки на Самарской земле. Особенное внимание владыка Сергий уделяет семинарии, ректором которой он является, а также Покровскому собору, будучи его настоятелем.

К особым событиям в истории собора можно отнести следующие: похороны владыки Мануила в 1968 году; пребывание в мае 1997 года чудотворной иконы святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, освященной на мощах святителя в городе Бари (Италия); богослужения на праздник Покрова Божией Матери 13 и 14 октября 1999 года, которые совершил Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II в сослужении архиепископа Самарского и Сызранского Сергия, и служение Божественной литургии 13 мая 2001 года Блаженнейшим Владимиром, митрополитом Киевским и всея Украины, во время визита его на Самарскую землю.

В истории Покровского собора есть и трагическая страница. 7 ноября 1977 года во время демонстрации в честь 60-летия Октябрьской революции кто-то бросил в окно Покровского собора бенгальский огонь (по другим источникам — бутылку с зажигательной смесью). Был выходной день, и в храме находилась лишь монахиня Мария (Мандрыкина). От огня загорелся лак, покрывавший настенную живопись. Матушка Мария успела вызвать пожарных, но до их приезда задохнулась в дыму. От пожара почти полностью погибла роспись прошлого века, уцелела лишь купольная икона Покрова Богородицы. Сохранились также иконы «Взыскание погибших», свт. Николая Можайского, св. благоверного князя Александра Невского и «Похвала Пресвятой Богородицы». Огонь дошел до гробницы митрополита Мануила в притворе и остановился. Восстановление храма продолжалось почти четыре года. Новые росписи сделали местные художники и живописцы из Западной Украины.

В конце 1991 года во время производства земляных работ по трассе коллектора на участке полотна дороги улицы Братьев Коростелевых был вскрыт свод фамильного склепа купцов Шихобаловых. По распоряжению архиепископа Евсевия (Саввина) часть останков (насколько позволил раскоп) была извлечена, помещена в новый гроб и захоронена на Радоницу 1992 года на территории собора, с левой стороны (около крестильни), причем был полностью совершен чин погребения.

В 1996 г. шатровые покрытия кафедрального собора украсились новейшим покрытием «под золото».

В Покровском соборе регулярно проводятся архиерейские богослужения, совершаются все необходимые таинства (крещение, венчание, соборование и т. д.) и требы. Священнослужители собора активно проводят духовно-просветительскую работу. Для детей открыта воскресная школа, занятия для взрослых проходят по вторникам. При храме имеется магазин с богатым выбором икон и православной литературы.

</span>

Протоиерей Одинаркин Николай Тимофеевич4d23fa8c465666c8c9f1306896f43728.jpgПротоиерей Богдан Алексей ВладимировичПротоиерей Зеленцов Евгений ГеоргиевичПротоиерей Гончаров Павел ИвановичИерей Барсуков Алексей ВладимировичПротодиакон Горностаев Павел АнатольевичДиакон Павёлкин Алексий Николаевич

Кафедральный храм, где епископ Самарской епархии традиционно проводит богослужения, построен в центральной части города. Его купола золотистого и голубого оттенков определяют его возвышенный стиль. Собор знаменит тем, что здесь совершаются великолепные торжества, а также действует церковный хор, вселяющий надежду в сердца соотечественников во время ВОВ.

История постройки

Территория, где сегодня располагается церковь, в первые годы XIX столетия была вне черты города. В 1805 г. здесь образовалось кладбище, на котором построили церковь, торжественно освященную во славу Иоанна Крестителя. Рядом с ней находился Воздвиженский придел.

Читайте также похожие статьи:

Владыка Сергий управлял епархией 8 лет, за этот период в области открыли более 100 храмов и 75 православных школ, начала работу духовная семинария, наладилось производство православной литературы, появились просветительные центры и фонды пожертвований.

Богослужение в Покровском кафедральном соборе

</figure>

В 1997 г. Покровскую церковь посетила освященная в итальянском городе Бари чудотворная икона преподобного Н. Угодника. В 1999 г. патриарх Алексий II проводил здесь Божественную литургию на торжество Покрова Пречистой Девы. Через два года собор посетил митрополит Киевский Владимир, проведший церковные службы.

На заметку! Богослужения, проходившие в храме, отличались пышностью и наличием великолепного хора, считавшегося лучшим в стране во времена ВОВ. Здесь выступали эвакуированные артисты московских театров. Школа церковного пения сохранилась и по настоящее время, — хор дает концерты на главные христианские торжества в Оперном театре Самары.

Архитектура и святыни

Покровская церковь возводилась в стиле столичного зодчества XVII столетия. Строение, вмещающее более 2000 прихожан, имеет традиционное пятиглавое завершение, а над его центральным входом расположена шатровая колокольня. В первые годы XX столетия фасады собора были декорированы живописью и покрыты жестью белого цвета. Интерьер радовал богатством и роскошью убранства: алтари облицевали мрамором, а стены украсили фресками, исполненными в академической (итальянской) манере.

Покровский собор считался самым изящным и богатым храмом области.

В соборе православный верующий имеет возможность прикоснуться к нескольким чудотворным реликвиям.

  • Здесь хранится частица древа Креста, на котором распяли Мессию. Важнейшая христианская реликвия исцеляет верующих от тяжелых недугов и дарует одухотворенное мировоззрение.
  • В Покровской церкви находится образ святителя Митрофана Воронежского вместе с частицами его останков. Преподобный жил в XVII столетии и стал известным благодаря врожденному благочестию и умением вести ортодоксальную пасторскую деятельность. Однажды он сумел своей непреклонной верой и бесстрашием убедить Петра I убрать из царских палат статуи греческих идолов. Нетленные мощи помогают в благоустройстве детей, возвращают здоровье и удачу.
Интерьер Покровского собора
  • В соборе хранится небольшой ковчег с мощами святителя Николая Чудотворца, с детства стремившегося отдаться во власть Всевышнего Творца. Святитель сумел побороть все страсти, раздал богатое приданое и устремил сердце в сторону милосердия. При жизни Николай совершил большое количество чудес. Святой дух не покинул его тела после кончины, поэтому останки мироточат и излучают благоухания. Прикасаясь к этим мощам, православные верующие обретают небесное покровительство и избавляются от греховных наклонностей, если произносят искреннюю молитву.
  • Важнейшей реликвией Покровской церкви является икона Богородицы «Взыскание погибших». По преданию, священный образ был создан и обретен в XVII столетии, он утешает скорби родителей. На изображении Пречистая дева на сплетенных десницах придерживает Младенца и нежно наклоняет к Нему голову. Православный люд просит икону вернуть веру в добро и исцелить от тяжелых недугов.
  • Священный образ под названием «Умягчение злых сердец», также хранящийся в стенах Покровского собора, символизирует пророчество праведного Симеона о том, что Пречистая Дева сама ощутить боль Христа. На полотне Богоматерь изображена с 7-ю мечами, воткнутыми в её тело с трех направлений. Перед образом, говорящем о полноте милосердного мировоззрения, молят об облегчении жизненных страданий и смягчении вражеских сердец.
На заметку! Христианский альманах Самарской епархии публикует богатое наследие преподобного Мануила и его последователя Иоанна. В своих проповедях святители рассматривали сложные вопросы современности и пытаются разрешить проблему отношения к религии.

Деятельность Мануила и Иоанна вдохновляет не только обыкновенных мирян, но и священнослужителей, ответственных за становление и развитие духовной почвы в Самарской области. Архиепископ Сергий утверждает, что святители открывают человечеству подлинное лицо христианства.

Информация для паломников

Православный собор располагается в историческом центре Самаре и ежедневно проводит богослужения. Церковь, построенная в стилистике московской архитектуры XVII столетия, рассчитана на 2000 прихожан.

Православные верующие, пришедшие в эти святые стены, получают милосердную помощь от икон и чудотворных мощей, хранящихся здесь. При соборе работает хор, воскресная школа и просветительная христианская организация.

Церковь находится в Самаре по адресу: улица Ленинская, строение 75А. Ближайшая остановка — «ст. Динамо», добраться можно на автобусах № 13 (103а, 103б), на троллейбусах № 6 (16) и на маршрутных такси № 48д (128, 140).

В будни богослужения начинаются с 8:30, в выходные — с 9:30. Вечерни совершаются в 17:00, храм закрывается в 19:00.

В Покровском храме проходят соборования, требы и таинства венчания, паломники приезжают сюда, чтобы воочию наблюдать священные реликвии и просить у них очищения от греховности. Приходская община ведет просветительскую и благотворительную деятельность.

</div>

Покровский кафедральный собор находится в самом центре Самары – на пересечении улиц Некрасовской и Ленинской. Двести лет назад этот район считался отдаленной городской окраиной. В начале девятнадцатого века здесь было кладбище, на котором стояла небольшая деревянная церквушка. Когда же городское строительство дотянулось до этих мест, и жилые кварталы подступили вплотную к погосту, число прихожан кладбищенского храма стало несоразмерно его скромной площади. Встал вопрос о возведении новой церкви.

Главными инициаторами и благотворителями строительства стали купцы Шихобаловы. На их щедрые пожертвования за два года был поставлен каменный собор, выдержанный в стиле московского зодчества семнадцатого века – тот самый, что и нынче радует самарцев своим величественным видом. Стройное здание увенчано традиционным пятиглавием. Над центральным входом высится шатровая колокольня, по бокам которой стоят два крыльца, также украшенные гранёными шатрами.

Купцы Шихобаловы на протяжении многих лет заботились о том, чтобы благолепие собора не истощалась – в храме всегда использовалась самая дорогая утварь, у священников были лучшие облачения. Внутреннее пространство церкви отличалось особой роскошью. Так, алтарные помещения были отделаны искусственным мрамором, который в девятнадцатом веке стоил дороже натурального.

Стены и своды Покровского собора покрывали фрески, выполненные в так называемом «фряжском», то есть итальянском стиле. Эта манера письма, отличающаяся реалистичностью изображения, известна также как «академическая». К сожалению, во время пожара, который случился в храме в 1977 году, фрески были почти полностью уничтожены огнем, уцелела лишь купольная икона Покрова Богородицы. Те росписи, которые мы видим в кафедральном соборе сегодня, созданы уже художниками двадцатого века.

Во время Великой Отечественной войны из Москвы в Самару (тогда город носил имя Куйбышев) были эвакуированы артисты лучших столичных театров, в том числе и Большого. В течение нескольких лет на богослужениях в Покровском соборе хором руководил композитор Леонид Другов, а пел в нем не кто иной, как сам Иван Козловский!

Говорят, что эти обстоятельства до сих пор находят свое отражение в самарской певческой школе. И вряд ли кто-то будет оспаривать тот факт, что хор кафедрального собора и сегодня отличается особым великолепием звучания. Сомневающиеся в достоинствах хора могут убедиться в них лично – литургия в Покровском соборе совершается ежедневно, в 8-30 по будням, в 7 и в 9-30 по воскресеньям. Доехать до храма Покрова Богородицы можно на тридцать седьмом, сороковом, или шестидесятом автобусе. Остановка – «стадион «Динамо»!

Источник: http://radiovera.ru/pokrovskiy-kafedralnyiy-sobor-samara.html#.VhbQvzjlops

(6753)

78b1cf244a8efd685ff8b4e959b74f57.jpgКафедральный собор Самарской епархии (кафедра митрополита Самарского и Сызранского) Покрова Пресвятой Богородицы

Самара, 443020, ул. Ленинская, 75-А

История Храма: начало

Район Покровского собора в начале XIX века находился вдали от города, и в 1805 году здесь было открыто городское кладбище. На кладбище стояла деревянная церковь во имя св. Иоанна Предтечи с приделом во имя Воздвижения Креста Господня. По мере городского строительства жилые кварталы приблизились к кладбищу, количество прихожан возросло, а церковь была ветхой и тесной и не удовлетворяла потребностям прихожан.

По инициативе купцов Шихобаловых — Антона, Емельяна и Матвея — жители прилегающих к церкви кварталов в 1853 году обратились к Самарскому епископу — преосвященному Евсевию (Орлинскому) — с ходатайством о разрешении устройства (вместо деревянной церкви) нового, более вместительного каменного храма на доброхотные пожертвования.

Ходатайство было уважено, и преосвященный Евсевий, с разрешения губернатора, направил в 1854 году в Петербург проект церкви, разработанный губернским архитектором А.И. Майснером. Этот проект не был утвержден, вместо него в 1857 году был прислан проект петербургского архитектора Э.И. Жибера. За время согласования проекта кладбищенской Предтеченской церкви был дан статус приходской церкви, а кладбище в 1857 году закрыли.

На строительство храма Антон и Емельян Шихобаловы пожертвовали 34000 рублей, которые покрыли расходы на каменную кладку и элементарную внутреннюю отделку. Подготовительные работы по сооружению храма начались в конце июля 1857 года, а 14 сентября 1857 года епископ Феофил (Надеждин) торжественно совершил закладку храма. В закладке же первого каменного придела храма участвовал святой праведный Иоанн Кронштадтский.

Для управления строительством новой церкви был образован строительный комитет, в который вошли братья Емельян и Антон Шихобаловы, священники Иоанн Словоохотов и Александр Цареградский, приходские попечители А.П. Паршенский и А.И. Туман. Антон Николаевич Шихобалов был казначеем данного комитета, а впоследствии — и первым церковным старостой Покровской церкви (с 1858 по 1904 год).

Строительный комитет весьма добросовестно и рачительно вел строительство церкви, которая в основном была сооружена за два года. По ходатайству Самарской духовной консистории Священный Синод наградил братьев Шихобаловых золотыми медалями, а Паршенского орденом Святого Станислава 3-й степени — за усердие по возведению Покровской церкви. Кроме того, благотворители получили право быть похороненными рядом с храмом.

17 июля 1861 года преосвященным Феофилом было совершено освящение главного престола во имя Покрова Пресвятой Богородицы, а 12 ноября 1861 года был освящен правый престол во имя святителя Митрофана, Воронежского чудотворца.

Первым настоятелем Покровской церкви был протоиерей Александр Цареградский, прослуживший в храме более 20 лет. После смерти о. Александра настоятелем стал его брат — протоиерей Николай Цареградский.

Хотя по проекту Покровская церковь планировалась как трехпрестольная, долгое время в левом приделе размещались ризница и канцелярия с церковным архивом. В 1906-1907 годы на средства купца Петра Ивановича Шихобалова с западной стороны храма был сделан симметричный пристрой, куда и перевели канцелярию и ризницу, а над западным входом устроили хоры.

В 1911 году для левого придела церковный староста П.И. Шихобалов закупил в Москве в фирме Мешкова позолоченное металлическое облачение, из Москвы доставили также и всю необходимую утварь. 19 августа 1911 года епископом Константином (Булычевым) левый престол был освящен в честь св. мученика Емилиана.

В течение 60 лет Покровская церковь получала щедрые пожертвования от купцов Шихобаловых. Они оплачивали реконструкцию и ремонт здания, украшение интерьера, изготовление и установку иконостасов, приобретали дорогую утварь и облачение для церковнослужителей. В частности, Антон Николаевич Шихобалов заменил незвучный большой колокол на новый весом 257 пудов, оплатил облицовку внутренности церкви искусственным мрамором, построил дом для церковного причта, открыл воскресную школу для взрослых, а в 1890 году на его средства около храма на месте бывшего кладбища был устроен Покровский сквер с оградой.

При этом Антон Николаевич не любил говорить об истинных размерах помощи, так как не терпел показной стороны благотворительности. Простота и искренность его были удивительны: «Деньги есть — надо строить», — говорил он. Почетный гражданин Самары, Антон Николаевич тихо почил в день своего рождения в 1908 году, когда ему исполнился 81 год.

Новейшая История

После революции 1917 года в Православной Церкви произошел раскол, связанный с появлением ереси «обновленчества», активно поддерживаемой новой большевистской властью. В Самарской епархии позиции обновленцев оказались достаточно сильными, они захватили ряд храмов, в том числе Покровскую церковь, которую в 1930 году сделали кафедральным храмом обновленческой Средне-Волжской митрополии. В 20-30-е годы в результате учиненных властями репрессий против Православной Церкви и ее служителей в Самаре из 55 православных храмов были закрыты, разрушены или разорены 54 храма.

В период с 1938 по 1946 год в городе оставалась лишь одна действующая церковь — Покровская. В 1938 году после ареста обновленческого лжемитрополита Василия обновленческий приход Покровской церкви рассеялся, и спустя некоторое время храм воссоединился с Московской Патриархией.

В сентябре 1941 года правящим архиереем Куйбышевской епархии был назначен архиепископ Андрей (Комаров), прежде много трудов положивший для восстановления порушенного обновленцами авторитета Православной Церкви в Куйбышеве. Покровская церковь становится кафедральным собором Куйбышевской (ныне Самарской) епархии и остается им по сей день.

В годы Великой Отечественной войны Покровский собор постоянно участвовал в сборе пожертвований в различные фонды военного времени, в том числе были собраны средства на танковую колонну имени Димитрия Донского.

Покровский собор как кафедральный отличался торжественностью богослужений и великолепным хором. Традиции церковного пения связаны со временем Великой Отечественной войны, когда в куйбышевских храмах хоры были лучшими в России, так как в них пели артисты эвакуированных в Куйбышев столичных театров, в том числе и Большого театра: И.С. Козловский, М.Д. Михайлов и другие замечательные певцы. Регентом хора был композитор Л.Ф. Другов. Школа пения сохранилась по сегодняшний день, в чем можно убедиться на ежегодных Рождественских и Пасхальных концертах в Театре оперы и балета, что стоит на месте прежнего кафедрального собора — Спасо-Воскресенского, идея восстановления которого не оставляет самарцев.

В военные и послевоенные годы в Покровском соборе совершали архиерейские службы известные архипастыри, управлявшие Куйбышевской епархией и достойно потрудившиеся на ниве духовного возрождения и утверждения Православия: архиепископ Алексий (Палицын), епископ Митрофан (Гутовский), покоящиеся ныне в склепе притвора Покровского собора, митрополит Мануил (Лемешевский), гробница которого находится в притворе собора, митрополит Иоанн (Снычев).

В истории Покровского собора есть и трагическая страница. 7 ноября 1977 года во время демонстрации в честь 60-летия Октябрьской революции кто-то бросил в окно Покровского собора бенгальский огонь (по другим источникам — бутылку с зажигательной смесью). Был выходной день, и в храме находилась лишь монахиня Мария (Мандрыкина). От огня загорелся лак, покрывавший настенную живопись. Матушка Мария успела вызвать пожарных, но до их приезда задохнулась в дыму.

От пожара почти полностью погибла роспись прошлого века, уцелела лишь купольная икона Покрова Богородицы. Сохранились также иконы «Взыскание погибших», свт. Николая Можайского, св. благоверного князя Александра Невского и «Похвала Пресвятой Богородицы». Огонь дошел до гробницы митрополита Мануила в притворе и остановился. Восстановление храма продолжалось почти четыре года. Новые росписи сделали местные художники и живописцы из Западной Украины.

Собор в наше время

В конце 1991 года во время производства земляных работ по трассе коллектора на участке полотна дороги улицы Братьев Коростелевых был вскрыт свод фамильного склепа купцов Шихобаловых. По распоряжению архиепископа Евсевия (Саввина) часть останков (насколько позволил раскоп) была извлечена, помещена в новый гроб и захоронена на Радоницу 1992 года на территории собора, с левой стороны (около крестильни), причем был полностью совершен чин погребения.

В 1996 г. шатровые покрытия кафедрального собора украсились новейшим покрытием «под золото».

В Покровском соборе регулярно проводятся архиерейские богослужения, совершаются все необходимые таинства (крещение, венчание, соборование и т. д.) и требы. Священнослужители собора активно проводят духовно-просветительскую работу. Для детей открыта воскресная школа, занятия для взрослых проходят по вторникам. При храме имеется магазин с богатым выбором икон и православной литературы.

Расписание Богослужений: Божественная Литургия — 8.30 (в будничные дни), в воскресение — в 7.00, в 9.30. Вечерние богослужения в 17.00.

В истории Русской Православной Церкви и Самарской епархии Покровская церковь навсегда останется кафедральным собором и будет нераздельно связана с именами митрополита Мануила и митрополита Иоанна.

Архитектурные особенности

Архитектура Покровской церкви выполнена в стиле московского храмового зодчества XVII века. Храм имеет традиционное русское пятиглавие с шатровой колокольней над входом и вмещает до 2000 человек.

В архивных документах начала XX столетия описывается, что наружные стены храма были украшены живописью, храм был покрыт белой английской жестью. Внутреннее убранство храма было весьма богатым. Алтари были облицованы искусственным мрамором (в 1876 г.), стены покрывали фрески, выполненные художниками Криволуцким и Князевым (1909-1910 годы).

Роспись Покровской церкви изначально была фряжская (от «фрязин» — итальянец), которая начала складываться в России со второй половины XVII века под влиянием художников Западной Европы. С XVIII века, после учреждения Академии художеств, эта манера получает название академической, отличаясь от традиционной иконописи реализмом изображения.

Покровская церковь, как сообщали «Самарские епархиальные ведомости» в 1911 году, считалась «одной из лучших самарских церквей по своему благоукрашению».

Святыни Собора

Среди святынь храма — Крест с частицей древа Честнаго и Животворящаго Креста Господня, икона свт. Митрофана, Воронежского чудотворца, с частицей его мощей, ковчежец с мощами свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских Чудотворца, прп. Григория Декаполита, свт. Игнатия, еп. Ростовского, св. мч. архидиакона Лаврентий, св. вмч. Варвары, св. мч. Василия Анкирского, св. Игнатия Великого, св. благ. вел. кн. Александра Невского, св. вмч. и целителя Пантелеимона, прп. Иоанникия Великого, прп. Сергия Радонежского, свт. Василия, еп. Амасийского, прп. Ефрема Сирина, сщмч. Игнатия Богоносца, свт. Иоанна Милостивого, патр. Александрийского, свт. Арсения, еп. Тверского, св. мч. Самона Едесского, св. Василия Антиохийского.

Здесь же хранятся Часть Животворящаго Креста Господня и Камень от Живоносного Гроба Спасителя.

К святыням храма относится чудотворный образ Пресвятой Богородицы «Взыскание погибших», а также образы Божией Матери «Умягчение злых сердец» и Табынской.

В притворе храма недавно установлен и почитается первый крест с могилы митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) (1927-1995), который был учеником митрополита Мануила и его келейником, а с 1965 по 1990 годы — любимейшим самарским архипастырем. Молитвенник, духовный писатель, создатель современной идеологии русского национального возрождения, старец-архиерей, в то же время простой и доступный человек (он принимал любого до 23 часов — времени совершения келейного правила). Его искренность и любовь (он даже наказывал с любовью) вызывали ответные чувства признания и любви. Владыка Иоанн скончался 2 ноября 1995 года и похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.

В день его ангела, 9 октября, в Самаре ежегодно проходят Иоанновские чтения, целью которых является осмысление и передача соотечественникам духовного наследия митрополита Иоанна, рассмотрение духовных основ русской истории и культуры, педагогики и образования.

О Настоятеле

Владыка Сергий (Полеткин) был назначен на Самарскую кафедру в 1993 году 25 февраля, в знаменательный для самарцев день, когда празднуется память святителя Алексия, Небесного покровителя Самарского края, и Иверской иконы Божией Матери — Благой Вратарницы, которые как бы открыли владыке сердца и двери Самарской земли.

За годы управления владыки Сергия в епархии построено и открыто около 110 храмов и 75 воскресных школ, действует Самарская духовная семинария, выходят многочисленные православные издания, радио и телепередачи, работают Братство святителя Алексия и духовно-просветительные центры, учреждены общественные движения «Самара православная» и благотворительный фонд «Тольятти православный», проводятся Рождественские и Иоанновские чтения. И еще множеством хозяйственных, просветительских и молитвенных служений отмечена деятельность владыки на Самарской земле. Особенное внимание владыка Сергий уделяет семинарии, ректором которой он является, а также Покровскому собору, будучи его настоятелем.

Видеоприложения

Пояс Пресвятой Богородицы в Покровском Соборе (новостной сюжет)

Дорога к Храму: Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий (интервью)

Беседы о главном: Владыка Сергий

18.07.2012Используемые источники:

  • http://samepar.ru/hramy/khramy/khram-kafedralnyy-sobor-v-chest-pokrova-bozhiey-materi/
  • http://molitva-info.ru/tserkvi-i-hramy/pokrovskij-sobor-v-samare.html
  • http://georgievka.cerkov.ru/2015/10/08/pokrovskij-kafedralnyj-sobor-samara/
  • http://palomnik63.ru/all_objects/detail/411_pokrova_presvyatoy_bogoroditsy_samara/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий