Форт Красная Горка как доехать и что посмотреть

Форт Красная Горка в Ленинградской области очень интересное место для посещения, в том числе и с детьми. Форт Алексеевский, так  раньше назывался Форт Красная горка, достопримечательность Санкт-Петербурга хотя и расположен в 70 км от города. Посещение форта лучше всего наметить на сухую погоду, так как основная часть экспозиции это реальные сооружения форта и орудия, которые расположенные на открытом воздухе.

Содержание

История Форта Красная Горка Ленинградская область

Форт «Красная Горка» — один из последних фортов Российской империи, названный Алексеевским в честь цесаревича Алексея.

Разработка проекта крепости началась в 1907 году, за основу была взята модель «русского форта» К.И. Величко. Место для нее было выбрано на высоком южном берегу Финского залива возле деревни Красная Горка, напротив нее через залив на северном берегу на мысу Инониеми расположился форт Ино. Строительные работы начались уже в 1909 году.

Артиллерийское вооружение форта Красная Горка включало шесть 6-дюймовых (152 мм) скорострельных орудий Канэ, восемь 10-дюймовых (254 мм) орудий Бринка, восемь 11-дюймовых (280 мм) гаубиц. Впервые за всю историю береговых укреплений были установлены орудия калибра 12 дюймов (304 мм), разработанные по типу корабельных установок российских линкоров и имеющие дальность стрельбы 25 километров. Из них сформировали еще две батареи: 4 орудия в открытой установке и 4 орудия в двухбашенной. Фортификация крепости завершилась в 1915 году.

Интересен то факт, что в советское время форт Красная Горка был переименован в Краснофлотский, а Серая Лошадь — в Передовой. Название сохранилось до наших дней лишь за железнодорожной станцией, а за крепостью не прижилось.

В полной мере свое предназначение форт Красная Горка выполнил в годы Великой Отечественной войны. Его значение и мужество защитников трудно переоценить. Фактически форт стал основой обороны Ораниенбаумского плацдарма — района от реки Воронка до Петродворца, ограничивая продвижение немецких частей радиусом действия 12-дюймовых орудий.

Также вокруг Красной Горки по железнодорожным путям курсировали бронепоезда «Балтиец» и «За Родину» и транспортеры с крупнокалиберными корабельными орудиями (180-мм, 356-мм). Крепость удерживала свои позиции в течении 2,5 лет двойной блокады. Особая заслуга принадлежит гарнизону форта за артиллерийский удар по деревням Гостилицы и Дятлицы в январе 1944 года, положивший начало полному снятию блокады с Ленинграда.

Форт существовал как воинская часть до начала 1960-х, после чего был разоружён, пушки и оборудования отправлены на переплавку. В 1975 г. на форту создали мемориал, на бывшей 6-дм. батарее установили три орудия (100-, 130-мм и 6-дм. орудие «Кане») и два ж/д орудийных транспортёра — ТМ-3-12 и ТМ-1-180. В начале 1990-х военные окончательно покинули форт и мемориал подвергся разграблению. Сам форт также подвергся налёту «металлических мародёров».

Музей форта Красная горка Санкт-Петербург

Если ехать из Санкт-Петербурга на электрички, а потом пешком или на автомобиле, то с высокой долей вероятности прибудете к форту со стороны железнодорожных ворот.

lenobl-fort-krasnaya-gorka-zhd-vorota.jpg
Железнодорожные ворота

Конечно от ворот и железной дороги не чего не осталось, но проезд имеется. Пройдя через него или можно проехать на автомобиле, то по левую сторону увидите желтое здание.  Это убежище для пехоты №6 сухопутной обороны форта, вот в нем и располагается музей.

lenobl-fort-krasnaya-gorka-muzej.jpg
Здание музея форта Красная горка

Если ехать дальше в конце здания музея имеется небольшая парковка на десяток автомашин. Оставляем машину на парковке и идем осматривать музей.

График режим работы музея Красная горка

Точного графика работы музея нет, но как говориться на порталах форта Красная горка, музей всегда открыт в субботу или воскресенье и по отдельным праздничным датам. Например, мы посещали в среду, но 12 июня, музей был открыт.

Режим работы музея с 11-00 до 19-00 часов.

Посещение музея форта Красная горка бесплатное.

Заходим в музей и попадаем в помещение, где выставлены экспонаты. Первое, что впечатляет это обилие реальных и подлинных  (не макетов) устройств, приспособлений, аппаратуры и оружия. Много подлинных предметов подводного дела.

Экспозиция подводного дела

Конечно сами стенды сделаны из того что было, но вся экспозиция и старые интерьеры очень реально передают атмосферу того времени. Думаю, когда сделают нормальный ремонт и уберут экспонаты под стекло этот чувство той эпохи уйдет, станет как то немного по музейному, а сейчас это как будто зашел на свой склад, как будто это всё твое и если нужно, то будешь этим пользоваться.

Стенд с оборудованием связи поражает своим обилием и разнообразием, так как это не государственный музей.

Оборудование связи

Осматривать без экскурсовода экспозицию можно, но с экскурсией интереснее. Так как музей форта Красная Горка создан не государством, а добровольцами, то подойдите к любому и задайте вопрос и всё, у вас экскурсовод появился. Вы столько узнаете о жизни форта, о вооружение и снабжение и как держал оборону во время второй мировой войны.

Различное вооружение и боеприпасы

Действующий подъемник подачи снарядов позволит вам не только представить как подавались снаряды, но и поучаствовать самому, попробовать покрутить рукоятки.

Действующий подъемник подачи снарядов

Так же можно узнать, что световое оборудование Сименс в России использовалось давно и как работал прожектор сто лет назад.

Световое оборудование Сименс

Кроме того, здесь размещается весьма интересная экспозиция, посвящённая кирпичам и изразцам и их применению в строительстве. Более подробно расспросить не удалось, много было народу и у всех вопросы, поэтому дело не до кирпичей.

Целая комната с кирпичами и изразцами

 После ознакомления с экспозицией музея, выходим на улицу и двигаем к парковки и рекомендую не садиться на машину, а просто пройти метров триста пешком до основной уличной экспозиции.

Укрепление Форта и орудия на территории форта Красная горка

Пока идете  метров триста по лесной проселочной дороге, по левую руку увидите брошенные здания, оставьте осмотр их на обратный путь, вдруг у вас не останется сил или времени. Через три минуты пешком перед вами откроется большая площадка, на которую можно приехать и на автомобиле.

Лесная дорожка к осмотру уличной экспозиции музея

Совет. Оставьте автомобиль у музея, сделав круг по форту вы вернетесь опять к музею, авто вам будет только мешать, а ходить не так и много.

Форт Красная Горка интересен тем, что там можно везде ползать, лазать, забираться и ко всему есть свободный доступ. Как только станет настоящим музеем эта свобода закончиться. Пользуйтесь моментом, история доступна вам практически без ограничений.

Корабельная артиллерийская установка Б-13

Самое захватывающее – это казематы (каменные помещения под землей, защищающие от выстрелов и бомбардировок). Внутри казематов очень темно, поэтому здесь вам пригодиться фонарик.

Зайти в казематы предлагаю на против корабельной артиллерийской установки Б-13, на фото выше видны два входа во внутрь. И если пойти в правую сторону, то можно выйти у другого артиллерийского дворика. Расстояние между этими входами по коридорам метров сто.

Здесь можно выйти из казематов.

Подземные сооружения очень большие и потеряться там можно, но не на этом маршруте. Вы увидите комнаты за комнатами и бесконечные лабиринты. Если вы не следопыт, то для представление о лабиринтах коридоров и внутренних помещений вы получите.

Коридор в казематах
Остатки систем жизни обеспечения
Какое то помещение

Техника представленная на площадке форта Красная горка:

  1. Корабельная артиллерийская установка Б-13
  2. Противокорабельный комплекс С-2 «Сопка»
  3. Артиллерийский транспортер ТМ-3-12
  4. Артиллерийский транспортер ТМ-1-180

Береговой ракетный комплекс «Сопка»

Береговой ракетный комплекс «Сопка» или проще говоря пусковая установка первой крылатой ракеты КС-1 Комета. Рассказывают, что корпус украли еще в 90е на алюминий. Мемориал в то время ни кто не охранял.

Береговой ракетный комплекс «Сопка»

Ракета была похожа МиГ-15 только раза в два меньше. Посмотреть, как она выглядела можно здесь>>

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/0/06/Самолет-снаряд_на_пусковой_установке_(в_профиль).jpg

Артиллерийский транспортер ТМ-3-12 в форте Красная горка

305-мм/52 артиллерийская установка на железнодорожном транспортере ТМ-III-12 (заводской № 357). По документам проходила под № 3 (затем № 12). Проект железнодорожного транспортера был разработан в 1932-1936 гг. в ЦКБ-19 под руководством А. Г. Дукельского. Три таких транспортера были построены Николаевским государственным заводам им. А. Марти к январю 1939 г.

Артиллерийский транспортер ТМ-3-12

Предназначались для береговой обороны при борьбе с линейным и десантным флотом противника. Основу установки составляло 305-мм/52 орудие Обуховского завода, разработанное для линкоров типа «Севастополь». Для установок пошли орудия из запасов до 1917 г., перестволенные в 1935 г.

Стрельба могла вестись как с помощью подготовленных бетонных оснований постоянных позиций, обеспечивавших круговой обстрел, так и прямо с пути (когда горизонтальное наведение обеспечивается при помощи радиуса поворота путей), но тогда только с небольшой горизонтальной поправкой наведения.

Тактико-технические характеристики артиллерийского транспортера ТМ-3-12

  • Калибр орудия: — 304,8 мм;
  • Длина ствола: 15,85 м (52 калибра);
  • Длина транспортера: — 33,92 м;
  • Масса в походном положении: 340 т;
  • Орудийный расчет: 50 человек;
  • Скорострельность: 1,8-2 выстр./мин;
  • Дальность стрельбы в зависимости от типа снаряда и массы заряда достигала 33 км;
  • Максимальная скорость: с паровозом — 45 км/ч, самоходом — 2 км/ч;
  • Боезапас: 200 снарядов (75% — фугасные; 25% — бронебойные).

Артиллерийский транспортер ТМ-1-180 в форте

180-мм/57 артиллерийская установка на железнодорожном транспортере ТМ-I-180, заводской № 102, производства 1938 г. Проект транспортера был разработана в АНИМИ в 1931-1932 гг. Первые 4 транспортера были изготовлены в 1934-1935 гг. на Ленинградском Металлическом заводе.

Артиллерийский транспортер ТМ-1-180

Основу артиллерийской установки составляло орудие Б-1-П завода «Большевик», разработанное для крейсеров типа «Киров». Принципиальным отличием транспортера МО-I-180 от 356-мм и 305-мм железнодорожных арт. установок была возможность ведения кругового обстрела с не оборудованной позиции. Для этого установка опиралась на брусья, устанавливаемые на шпалы железнодорожного полотна, а также на опорные ноги.

Подача боеприпасов осуществлялась вручную по рольгангам из двух специальных вагонов-погребов, стоявших спереди и сзади транспортера.

Тактико-технические характеристики артиллерийского транспортера ТМ-1-180

  • Калибр орудия: 180 мм;
  • Длина транспортера: 19,98 м;
  • Масса в походном положении: 160 т;
  • Броневая защита: 20-38 мм;
  • Орудийный расчет: 40 человек;
  • Скорострельность: 3-5 выстр./мин;
  • Дальность стрельбы в зависимости от типа снаряда и массы заряда составляла от 23,2 до 44,1 км;
  • Максимальная скорость: с паровозом — 55км/ч, самоходом — 16 км/ч.

Осмотрев Артиллерийский транспортер ТМ-3-12, Артиллерийский транспортер ТМ-1-180 обязательно пройдите дальше по тропинке к мемориалу краснофлотцам и красноармейцам.

Мемориал форта Красная Горка

Мемориал краснофлотцам и красноармейцам, погибшим в гражданскую войну, при отражении интервенции 1919 г., при подавлении Кронштадтского восстания 1921 г. и в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.

На мемориальной доске надпись: «Советским военным морякам, погибшим за Родину в 1919–1921 и 1941–1945 гг.». Вся площадка представляет собой братскую могилу, в которой похоронено около 250 моряков и красноармейцев, погибших в Финском заливе и на сухопутных позициях при защите подступов к фортам «Краснофлотский» и «Передовой».

Мемориал форта Красная Горка

Намогильный памятник находится в восточной части мемориала. В западной — памятник трем эсминцам — «Гавриилу», «Константину» и «Свобода», подорвавшимся на английских минах в 1919 г., в виде трех мачт и трех якорей. Рядом с ним — орудия и памятная плита — памятник морякам-артиллеристам, героическим защитникам Ленинграда.

Мыс на Финском заливе у форта Красная горка

Вернувшись с   мемориал форта Красная Горка к месту стоянки артиллерийский транспортер ТМ-3-12, Артиллерийский транспортер ТМ-1-180 обязательно пройдите на берег Финского залива. Для этого необходимо пройти мимо последнего бронепоезда ТМ-1-180 в сторону батарей и пройти между 10 дюймовыми батареями и 11 дюймовыми по тропинке, и сразу же повернуть направо и двигаться, вдоль 11 дюймового укрепления,  до мыса. Идти минуты две, но какой вид вас встретит.

Вид на Финский залив
Утес на берегу

Где расположен и как добраться до музея форта Красная горка карта

Находится музей непосредственно на территории Форта Красная Горка в одном из его исторических объектов — убежище для пехоты №6 сухопутной обороны форта.

Координаты: 59.973333 29.328333 (N 59°58′24″ E 29°19′42″)

При любом способе добирания, вам не пропустить развилку с дорожным указателем на Форт.

Дорожный указатель на Форт

Дальше по булыжной мостовой около полутора километров до железнодорожных ворот, потеряться не возможно. Если вдруг пропустите один поворот к музею, то непременно встретите следующий указатель на форт.

Совет Если повернуть налево на Коваши и доехать до города Сосновый Бор, то можно посетить Андерсенград, интересное место.

Булыжная мостовая дорога до форта

Добраться до Красной Горки можно следующими способами:

  • На электричке, отправляющейся с Балтийского вокзала и следующей до станции Калище. Выйти нужно на платформе «68 километр»
  • На маршрутных такси: №401, отправляющемся от станции метро «Автово», и №402, отправляющемся от станции метро «Парнас». Для успешного проезда через погранзаставу гражданам России необходимо иметь паспорт, а иностранным гражданам – пропуск (выдаются пропуска Управлением Федеральной Пограничной Службы). Непосредственно на форт автобус не заезжает, потому надо выйти на перекрёстке, перед которым висит большой указатель, одно из направлений — ФОРТ.
  • На личном автотранспорте. Вопрос с погранзаставой аналогичен предыдущему пункту.

Любителям природы и дальних прогулок, очень рекомендую посетить мраморный каньон в Карелии Рускеала. Впечатления будут самые восторженные и больше всего удивит, что это у нас в России.

Форт Красная Горка находится в Ленинградской области, Ломоносовский район, рядом с поселком Лебяжье. Это место интересно как историческими военными достопримечательностями, так и красивыми природными местами. Сюда можно приехать, в том числе с детьми, чтобы посмотреть музей под открытым небом с военной техникой, а также чтобы отдохнуть с палаткой в сосновом лесу на берегу финского залива.

Содержание

История Форта Красная Горка

Форт находится в самом узком месте Финского залива, имеющим стратегическое оборонительное значения для Санкт-Петербурга. Это и определило его строительство в 1909 году.

Строительство Форта

В начале 20 века на флотах стали появляться 12-ти дюймовые орудия с дальностью стрельбы более 20 километров. В этой связи кронштадтские форты уже не могли обеспечить надежную защиту города.

Поэтому в 1907 году было принято решение построить два форта с двух сторон Финского залива. Строительство началось в 1909 году под руководством генерал-майора Аполлона Алексеевича Шишкина. Объекты начали функционировать уже в 1914 году, строительство закончилось в 1915 году.

  • Старое фото. Строительство Форта Красная Горка (Алексеевский форт)
Строительство Форта Красная Горка 1914 г.

На южном побережье рядом с деревней Красная горка был построен Форт Красная Горка — первоначально назывался «Алексеевским» в честь цесаревича Алексея. После революции в 1919 году был переименован в «Краснофлотский». Слово «красная» не имеет отношения к революции и связано с красноватыми песками на откосах.

С северной стороны на мысу Инониеми был построе форт Ино (Николаевский). Форт Ино был взорван во время гражданской войны когда оказался на территории Финляндии.

Оба форта надежно перекрывали артиллерийским огнем проход любых кораблей в сторону Кронштадта и Санкт-Петербурга.

За основу Красной Горки был взят проект «русского форта» К.И.Величко. Строительство велось в соответствии с последними достижениями военной науки. Орудия и важные помещения были соединены подземными ходами — потернами. Своды объектов сделаны с противооткольным покрытием из гофрированного железа и двутавровых балок шириной до 183 см.

К форту была подведена железная дорога для подвоза боеприпасов. С тыла защиту обеспечивали ров, проволочные заграждения, полевые и долговременные укрепления и минное поле. Орудия для маскировки прикрывались поясом железных «кустов».

Укрепления на форте Красная горка. Фото 2014 г.

Первоначальный на вооружении Форта Красная Горка были:

  • шесть 6-дюймовых (152 мм) скорострельных орудий Канэ;
  • восемь 10-дюймовых (254 мм) орудий Бринка;
  • восемь 11-дюймовых (280 мм) гаубиц.

С 1910 года впервые за всю историю на берегу были установлены орудия калибра 12 дюймов (304 мм) в башнях и на открытых установках. Дальность стрельбы была 25 км.

Форт Красная Горка, у орудия Николай II, фотография 2014 г.

В  8 км к западу от Форта Красная Горка был возведен небольшой форт «Серая лошадь» (в советское время переименован в «Передовой») с бетонным КП и батареей 6-дюймовых (дм) орудий «Кане» и 120-мм орудий для прикрытия подходов к форту «Красная горка». Это давало возможность успеть подготовить к бою 12-ти дюймовые орудия на Красной горке и отбить возможный десант с земли.

Первая мировая война и революция

В Первую мировую войну Форт не участвовал в боевых действиях. Немцы не рискнули атаковать его. На постоянной основе там служило около 4500 военнослужащих. Для офицеров это было почетным местом службы.

А вот во время революционной смуты и гражданской войны Форт был серьезно «потрепан» междуусобицей.

В 1918 году в связи с близким подходом немцев Форт Красная Горка был заминирован. Позднее приказ был отменен, но мины не убрали. В августе из-за сильной грозы несколько зарядов детонировало. Несколько орудий было повреждено, взорвались пороховые погреба и погибло много обслуживающего персонала. Говорят это была диверсия.

Форт неоднократно переходил от красных к белым и наоборот. В июне 1919 там было поднято антибольшевистское восстание вместе с фортом «Серая лошадь». Большевики атаковали форт с земли и воды. Было выпущено огромное количество снарядов. Атака велась также с фортов Кронштадта. Восстание было подавлено. Форт не сильно пострадал, но личный состав был деморализован, часть сдалось в плен, часть ушло к белогвардейцам.

В октябре 1919 г. Форт был атакован уже со стороны белых. Англичане прислали для поддержки Юденича корабль «Эребус», самое мощное в то время судно, вооруженное современными 15-дюймовыми орудиями.

Английский корабль монитор «Эребус»

Затем подошло еще несколько эсминцев из Эстонии. Атака велась также с самолетов и с суши. Мощные бомбардировки не причинили вреда Форту, а вот англичане испугавшись ответного огня вскоре ушли, но все равно подорвались на мине.

В 1921 году Форт Красная Горка уже участвовал в подавлении антибольшевистского восстания в Кронштадте. Вот такие вот повороты судьбы.

Форт Красная Горка во время Великой Отечественной войны

Считается, что свое главное предназначение Форт сыграл во время Великой Отечественной войны.

В начале войны личный состав не подчинился командования и не стал минировать форт. Было принято решение стоять до конца. Благодаря этому был удержан Ораниенбаумский плацдарм (района от реки Воронка до Петродворца). Форт ограничивал продвижение немцев радиусом обстрела 12-дюймовых орудий.

Орудия Форта Красная Горка ведут огонь по противнику

По железнодорожным путям форта передвигались два бронепоезда — «Балтиец» и «За Родину» и железнодорожные транспортёры с 180 и 356-мм орудиями. Форт наносил удары по немецкими дальнобойным батарея, обстреливавшим Ленинград.

В 1944 году Форт сыграл существенную роль в операции по снятию блокады нанося артиллерийские удары по немцам, осевших в Гостилицах и Дятлицах.

Территория и музей Форта Красная Горка

После войны до начала 1960-х года Форт был воинской частью. Затем он был полностью разоружен, большая часть орудий ушло на переплавку.

В 1975 г. на базе Форта был создан мемориал. Были установлены три орудия: 100-мм, 130-мм и 6-ти дюймовое орудие «Кане» и два железнодорожный орудийных транспортёра — ТМ-3-12 и ТМ-1-180.

В 1990-х военные окончательно ушли из Форта и место было долгое время запущено. В настоящее время мемориал восстановлен, музей поддерживается силами энтузиастов, территория облагораживается не без помощи грантов губернатора Ленинградской области.

Музей под открытым небом и эко патриотическая тропа

На территории комплекса создана эко патриотическая тропа. Можно начать путь с любой точки и вернутся в начальное положение.

Обычно путь держат от мест, где можно припарковать машину. Это либо со стороны мемориала, либо от музея, где бывшие железнодорожные ворота.

На видео вкратце запечатлены почти все участки эко патриотической тропы Форта Красная Горка.

Мемориал Красная Горка

Мемориал посвящен краснофлотцам и красноармейцам отдавшим жизнь как во время гражданской войны и интервенции, так и во время Великой отечественной войны.

Мемориал Форт Красная Горка

На фото видны орудия и памятная плита в честь моряков артиллеристов, героически защищавшим Ленинград.

Далее расположен памятник в виде трех мачт и трех якорей трем эсминцам — «Гавриил», «Константин» и «Свобода», трагически попавшим под английские мины в 1919 г.

Памятник трем эсминцам

Территория мемориала является братской могилой. В восточной части расположен намогильный памятник, где оставляют цветы и венки.

Мемориал Красная Горка — Намогильный памятник

Вблизи мемориала есть небольшая парковка в лесу, где можно оставить машину и далее пройти пешком весь маршрут. Если ехать со стороны Петербурга, то это первый заезд на территорию Форта.

Парковка у мемориала

Музей Красная Горка — режим и график работы

Вообще весь комплекс по эко тропе является открытым музеем. Но есть небольшой музей в помещении где собраны различные предметы военных лет. Музей поддерживается силами энтузиастов.

Музей Форта Красная Горка

В музее кроме военных предметов есть выставка с  кирпичами и изразцами, которые применялись в строительстве.

Находится музей у старых железнодорожных ворот в одном из укрепительных объектов, убежище для пехоты №6 сухопутной обороны форта.

Через железнодорожные ворота проезд к парковки непосредственно у музея. Также есть парковка с другой стороны ворот.

Железнодорожные ворота Красная горка

Музей Форта Красная Горка открыт по выходным и в праздники, а иногда и в будние дни. Режим работы с 11:00 до 19:00.

Вход в музей бесплатный.

Парковка с другой стороны железнодорожных ворот

За музеем есть еще одна менее загруженная парковка, куда обычно подъезжают туристы с палатками, чтобы отдохнуть в сосновом лесу вдоль Финского залива.

Парковка с другой стороны музея

Укрепления и техника на открытом воздухе

Музей и мемориал Форта Красная Горка находятся с разных сторон эко патриотической тропы. Между ними расположена площадка с выставкой орудий на открытом воздухе. К ней есть отдельный подъезд на машине, но лучше все-таки пройтись пешком либо от мемориала, либо от музея — 300 — 400 метров с обоих сторон.

На фото вид с высотки от музея в сторону площадки с военной техникой.

Вид с командного пункта — высотки за музеем Красная горка

По дороге вы встретите различные полуразрушенные укрепления. В некоторые из них заходить не рекомендуется в виду опасности разрушения.

  • Заброшенное укрепление

Выставка техники — Артиллерийский транспортер ТМ-3-12 и ТМ-1-180 

Форт Красная Горка интересен будет детям, так как там можно везде полазить и все покрутить. Можно залезть на орудия, в подземные помещения и т.п.

Артиллерийский транспортер ТМ-3-12 и ТМ-1-180 

Артиллерийский транспортер ТМ-3-12 предназначался для береговой обороны в случае атаки линейным и десантным флотом. Мог вести стрельбу как с бетонных постоянных оснований с возможностью кругового обстрела, так и прямо во время движения но только по ходу пути.

Артиллерийский транспортер ТМ-1-180 отличался от ТМ-3-12 тем, что мог вести круговой обстрел с не оборудованной позиции. Установка опиралась на боковые брусья, опирающиеся на шпалы железнодорожного полотна.

Береговой ракетный комплекс «Сопка»

Береговой ракетный комплекс Сопка

Это пусковая установка первой крылатой ракеты КС-1 Комета. На черно-белом фото видно как она выглядела с ракетой. В музее сохранилась только сама пусковая установка.

Казематы и потерны под землей

До наших дней сохранились бронебетонные казематы и потерны. Это подземные помещения, защищенные от бомбардировок и связанные между собой коридорами.

Вход в них находится у 130-мм/50 корабельной палубной артиллерийской установки образца 1935 г. Б-13.

  • Вход в потерны 2
Артиллерийская установка образца 1935 г. Б-13
    Вход в потерны 2
  • Подземные казематы и потерны в Форте Красная Горка

    Поземные коммуникации напоминают заброшенный подвал многоэтажного дома. Там темно и прохладно. С собой нужно иметь фонарик. Внутри проходы почищены, ходить безопасно.

    Войти можно у одной артиллерийской установки (на фото видны входы), а выйти у другой.

    Закрытая пограничная зона

    Если идти от музея к мемориалу не по вымощенной дорожке через выставку орудий, а вдоль моря, то увидите колючую проволоку, предупреждающие таблички о запретной зоне и даже «стой заминировано».

    Закрытая пограничная зона на Форте Красная Горка

    Места красивые, там стоит пройти.

    Мыс у Форта Красная Горка, пляж и места для отдыха

    Как бы вы не шли, от музея вдоль моря или по дорожке через выставку, или от мемориала — вы выйдете к красивейшему месту — мысу. Это крутой обрыв на берегу Финского залива. На карте обозначен как смотровая площадка.

    Смотровая площадка на мысе Форт Красная Горка в Ленинградской области

    На маршруте можно встретить вот такие информационные таблички.

    Если двигаться вдоль залива, то выйдете на пляж и палаточный городок.

    Пляж и палаточный городок в Красной Горке

    Где находится и как добраться до Форта Красная Горка

    Координаты Форта Красная Горка: 59.973333 29.328333 (N 59°58′24″ E 29°19′42″).

    Яндекс.КартыЯндекс.Карты

    Добраться до Форта можно следующими способами:

    • На электричке. Отправляется с Балтийского вокзала. Ехать нужно до станции Калище. Выйти на платформе «68 километр».
    • На маршрутных такси: №401, отправление от метро «Автово», и №402, от метро «Парнас». Маршрутки в Форт не заезжают, нужно выйти на перекрёстке, где есть большой указатель, где написано несколько направлений, в том числе — ФОРТ.
    • На автомобиле лучше всего ехать по КАД. Со стороны Юго-Запада двигаетесь до дамбы и съезжаете на Краснофлотское шоссе в сторону Большая Ижора. Со стороны Кронштадта съезжаете с КАД сразу после съезда с дамбы направо по движению. Далее двигаетесь никуда не сворачивая до поселка Лебяжье. Там заезжаете на узкую улицу Мира, идущую вдоль Финского залива. Ориентируетесь на таблички и заезжаете в одно из мест парковок как указано на схеме и описано в статье.
    Схема парковок и объектов на Форте Красная Горка

    На въезде иногда происходит проверка документов пограничниками. Поэтому на всякий случай лучше захватить с собой паспорт, а иностранным гражданам – пропуск (выдаются пропуска Управлением Федеральной Пограничной Службы).

    Адрес: Россия, Ленинградская область, Ломоносовский район, Лебяженское городское поселение, посёлок Форт Красная Горка.

    Официальный сайт инициативной группы: vk.com/fort_f

    Время работы музея в помещении: суббота, воскресенье и праздничные дни с 11:00 до 19:00. Доступ к орудиям открыт круглосуточно.

    Добраться до Форта Красная Горка можно: на автомобиле (Координаты: 59°58’18″N 29°19’24″E), на электричке, на маршрутке

    1 вариант: электричка.

    Электричка отходит от Балтийского вокзала билет нужно брать до платформы 68-й километр, 147 рублей, полтора часа. Выходите на 68 километре. Сходите с платформы, переходите путь и идете по асфальтовой автодороге не сворачивая. Появится Т-образный перекресток асфальтовых автодорог: ваша дорога прямо в лес, на старую мощеную булыжником дорогу. С этой дороги никуда не сворачивать, проходите мимо бывшей ж.д. станции Краснофлотск. Далее увидите ЖД-переезд на заброшенной ветке, переходите и идете дальше, перед вами открывается песчаная полоса и и забор из колючей проволоки, вам надо повернуть направо, далее будет явная развилка на развилка на две дороги, вам надо повернуть налево. Дальше прямо по дороге, не сворачивая, дорога проходит между двух длинных огромных бетонных плит, это железнодорожные ворота форта, вы пришли прямо к музею, итого примерно 30 минут пешком.

    2 вариант: маршрутка.

    Для поездки на маршрутке возьмите с собой ПАСПОРТ, в Лебяжье первый пост пограничников перед Сосновым Бором, проверяют только гражданство РФ, больше ничего не смотрят.

    401 маршрутка ходит от метро Автово, 145 рублей, примерно 1 час 20 минут в пути. Выйдя из метро дорогу переходить не надо, поворачиваете направо, вдоль всех автобусных остановок, самая последняя остановка 401 маршрутки. Едете в маршрутке. Как только проедете Лебяжье (лучше спросить когда вы проедете), говорите маршрутчику остановить у поворота на платформу 68 километр. Вы должны оказаться на том же Т-образном перекрестке, который был описан выше. Дальше по тому же маршруту, что описан выше: в лес уходит булыжная дорога вам на нее. 15 минут пешком.

    От Парнаса идет маршрутка №402, выходите из метро, пресекаете площадь в правый дальний угол, там остановка городских автобусов, там же остановка маршрутки №402, стоимость 145 рублей, в пути примерно 1 часа, остановка правильно называется «Краснофлотская развилка» но можно и сказать «у поворота на 68 километр» главное сказать громко . Далее идти как описано выше.

    Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

    Посетите форт «Красная Горка» — мощный оборонительный рубеж времен Великой отечественной войны. Окунитесь в историю!

    Где находится форт «Красная Горка» и как до него добраться?

    Форт «Красная Горка» расположен на берегу Финского залива в 70 км от центра Санкт-Петербурга. Лучше всего добраться до форта на машине, дорога займет около 1 часа 30 минут. Если навигатор не сможет определить местоположение форта по названию «Красная Горка», то назовите населенный пункт, находящийся недалеко от форта – «Лебяжье».

    Если у вас нет свой машины, то можно воспользоваться:

    1. Каршерингом, как делаем мы (подробно про каршеринг описано в данной статье);
    2. Автобусом (маршрут «Ломоносов-Красная Горка»);
    3. Электричкой (маршрут «Санкт-Петербург-Краснофлотск», электричка отходит с Балтийского вокзала до 68 километра).   

    Территория форта «Красная Горка» более 20 га, магазинов и кафе поблизости нет, поэтому в путешествие обязательно нужно взять еду, питье и фонарик. Фонарик вам потребуется для того, чтобы забираться в подземные бункеры.

    Если вам необходимо экскурсионное сопровождение, то его необходимо заказывать заранее. Не думайте, что вы приедете и сможете заказать экскурсию на месте. Форт «Красная Горка» хоть и является памятником регионального значения и включен в Список объектов всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО, находится в крайне плачевном состоянии. Как сказал один из историков: «Военные снаряды врагов нанесли форту «Красная Горка» меньше вреда, чем действия современных чиновников». А ведь форту более 100 лет, и он пережил много военных событий на своем веку.

    История форта «Красная Горка»

    Строительство форта «Красная Горка» началось в 1909 году (частично по проекту крепости Порт-Артур в Китае), и закончилось в 1915 году. Назван форт в честь деревни, расположенной рядом. Цель создания форта — морское укрепление для защиты Санкт-Петербурга со стороны моря. Строительство форта велось очень активно и с большим размахом. Николай II, посетив форт, сказал однажды: «Здесь все сделано из золота». К форту была подведена железнодорожная ветка от поселка Лебяжье.

    В Первой мировой войне форт участия не принимал, хотя был укомплектован штатом в 4500 военнослужащих. В 1918 году из-за близости неприятеля форт был заминирован, и, хотя сам взрыв был отменен, несколько зарядов сдетонировали из-за грозы, несколько человек погибло, и часть оружий была повреждена.

    В 1919 году в форте «Красная Горка» вспыхнуло антибольшевистское восстание. Но так как Белая армия не смогла поддержать восставших, а большевики действовали решительно, выпустив по форту более 2000 снарядов, восстание было быстро ликвидировано. Восставшие военные перешли на сторону Белой армии и оставили форт.

    В 1921 году большевики с форта «Красная Горка» бомбили мятежный остров Кронштадт, на котором вспыхнуло восстание.

    В 1939 году форт открыл огонь уже вместе с Кронштадтом по территории Финляндии.

    Во время Второй мировой войны форт «Красная Горка» стал центром обороны Ораниенбаумского плацдарма. Орудия форта «Красная Горка» помогли сохранить от немецкого захвата территорию от Петергофа до реки Воронки. Красногорские артиллеристы отражали атаки врага как на сухопутном фронте, так и обеспечивали некоторую свободу маневров Балтийскому флоту. В 1944 году форт поддержал огнем начавшееся наступление для полного снятия блокады Ленинграда.

    Форт просуществовал до середины 50 годов XX века, потом его превратили в военные склады. Последние военнослужащие ушли с форта в 90-е годы XX века, и сразу после этого форт подвергся атакам собирателей металлолома. Так произошло массовое разграбление культурно-исторических ценностей некогда великого форта.

    Если бы ни группа единомышленников, то от форта «Красного Горка» ничего бы не осталось. Добровольцы занимаются восстановлением форта и борются за его существование, в том числе они создали музей форта.

    Музей форта «Красная Горка»

    Музей форта «Красная Горка» создан не государством, а добровольцами. В музее представлены уникальные экспонаты, найденные на территории форта. Фиксированной цены на вход в музей нет: можно зайти бесплатно, но лучше оставить денег столько, сколько не жалко. Например, на деньги, пожертвованные одним петербургским предпринимателем, добровольцы смогли отремонтировать крышу музея.

    Внутри музея очень интересно, пахнет историей и войной.

    Форт «Красная Горка» (фотографии)

    Форт «Красная Горка» интересен тем, что там можно везде ползать, лазать, забираться и ко всему есть свободный доступ. Для любителей истории, это настоящее сокровище. Ощущения непередаваемые. Хоть все и заросло мхом и лишайником, все равно кажется, что сейчас раздадутся выстрелы и враг где-то рядом.

    Самое захватывающее – это казематы (каменные помещения под землей, защищающие от выстрелов и бомбардировок). Внутри казематов очень темно, поэтому здесь вам пригодиться фонарик. Подземные сооружения очень большие и потеряться там легко, комнаты за комнатами и бесконечные лабиринты. Ближе к зиме сюда прилетают летучие мыши, поэтому будьте внимательны и не пугайтесь сразу.

    Вдоль сооружений протянуты металлические трубы, по которым военные общались друг с другом. Также здесь видны электрические кабели и следы труб, входивших в систему отопления и вентиляции. В части дальних комнат сохранились надписи и рисунки того времени.

    Что касается природы в этих местах, то она очень красивая. Особенно, если выйдешь на берег Финского залива — открывается замечательный вид.

    В заключение хочется написать следующее: мы за 4 часа обошли только малую часть некогда великого форта. Я до сих пор не понимаю, почему это место не охраняется государством, почему его не воссоздают как историческую ценность или даже как военный форпост. Все сооружения здесь построены настолько качественно, что могут еще служить на благо нашей Родины. Конечно, сейчас интересно приехать дикарями-путешественниками и самостоятельно здесь все осмотреть, но понимаешь, что в любой другой стране – это место бы ценили и не давали бы ему разрушаться. Здесь можно было бы воссоздать форт во всей его красе, и поток туристов был бы неиссякаем. А в России земли форта распродаются в частные руки, все разворовывается и приходит в упадок.

    Грустно… Поклон, великим людям-единомышленникам, которые на добровольных началах пытаются сохранить для нас крупицу истории. Будем верить, что форт «Красная Горка» не канет в прошлое, ибо это то место, в которое хочется вернуться.

    Автор: Наталья ТалызинаИспользуемые источники:

    • https://albinatour.ru/len-oblast-fort-krasnaya-gorka.html
    • https://p24p.ru/fort-krasnaya-gorka.htm
    • http://lo.yabloko.ru/2017/07/31/как-добраться-до-народного-музея-форт/
    • https://www.2semechki.ru/blog/fort-krasnaja-gorka-sekrety-oboronitelnogo-rubezha/

    Оцените статью
    Рейтинг автора
    5
    Материал подготовил
    Илья Коршунов
    Наш эксперт
    Написано статей
    134
    Добавить комментарий