Георгиевская церковь в Старой Ладоге

Селение Лесное (более раннее название – «Псахо») было основано во второй половине XIX века понтийскими греками – переселенцами из Анатолии (Турция), которые сначала мигрировали в Ставропольскую губернию, а затем переехали на Черноморское побережье Кавказа. К 1989 году здесь проживало 356 человек, из них 340 греков, 10 славян, 6 турок. Из духовно-просветительных учреждений в селе имелась маленькая деревянная православная церковь Георгия Победоносца (настоятелем был священник Елисей Попандопуло), сельское одноклассное училище с преподаванием на русском языке и греческая школа.IMG_0683-300x200.jpg

В 1904 году начинается активное заселение Лесного и его окрестностей приезжими из различных губерний России. К октябрю 1905 года их было уже 60 человек. Старожилы и переселенцы жили очень дружно. Русские знали греческий язык, греки свободно говорили по-русски, молились в одной церкви.

В официальных документах того периода Лесное именуется «Кура-Менза» и служит перевалочным пунктом для путников, следующих в Красную Поляну. В справочной книге «Черноморское побережье Кавказа» (1916 г.) можно найти следующую информацию: «…IMG_0649-200x300.jpgВ Кура-Менза дают отдых лошадям 1-1,5 часа. Останавливаются около убогого трактирчика, где можно достать хлеб, яйца, молоко. В тени грецких орехов – столик, за которым можно закусить и напиться чаю. От Адлера до Кура-Мензы 2,5-3 часа езды…». В том же источнике можно узнать, что спуск к селу в две версты очень красив. (Это могут подтвердить и сегодняшние туристы).

Возможно именно поэтому и было решено построить в селе большую каменную церковь, которая могла бы удовлетворять религиозные потребности и сельчан, и проезжающих по горному Краснополянскому шоссе, открытому для движения в 1899 году.

Здание церкви возведено в 1905 году сельскими умельцами на средства жителей села методом народной стройки. Все селяне участвовали в строительстве. Освящена церковь во имя Святого Георгия Победоносца. 

Ежегодно, в конце апреля – начале мая, в селе праздновали День Святого Георгия (пристольный праздник 6 мая). Этот весенний праздник отмечался с особой радостью, поскольку население Лесного и ближайших селений занималось преимущественно земледелием и животноводством.

Здание церкви сложено из красного кирпича без облицовки, верхняя – купольная часть – деревянная, кровля имеет шатровую форму, в чем прослеживается связь с традициями народного деревянного зодчества. На фасаде установлена экстерьерная икона Святого Георгия Победоносца.

Скромный, лаконичный силуэт церкви несет в себе элементы храмовой архитектуры русско-византийского стиля, характерного для подобных провинциальных народных сооружений Юга России конца XIX – начала XX веков.

В советский период церковь Святого Георгия пережила судьбу многих храмов, ее закрывали (1936 г.), помещения пустовали, верующие ее тайно посещали и смогли сохранить для потомков.

В настоящее время храм восстановлен с некоторыми изменениями фасадной части (оштукатурена и покрыта побелкой) и функционирует. В 2000 году он включен в перечень памятников истории и культуры Краснодарского края.

Недалеко от церкви Святого Георгия сохранились древние руины средневекового храма. Впечатляет площадь сооружения – храм был трёхапсидным (три полукруга в алтарной части), что для средневекового Сочи большая редкость. Подобной архитектурой отличался храм в Лоо и храм на Малом Ахуне. Но чаще встречаются одноапсидные.

Храм св. вмч. Георгия Победоносца открыт для посещения ежедневно; по будням с 12.00-17.00, в субботу с 10.00-17.00, в воскресные дни с 7.30-17.00.

Настоятель храма протоиерей Михаил Петухов

тел. 8 918 137 54 14.

Церковь Святого Георгия в Ладоге — один из наиболее древних архитектурных памятников России, сохранившийся еще с XII века. Старинная церковь представляет огромный интерес не только для верующих, но и для историков, архитекторов и тех, кто интересуется древнерусской культурой.

Содержание

Кто построил церковь Святого Георгия в Ладоге

Основание церкви Георгия в Ладоге датируется XII веком и относится приблизительно к 1165-1166 годам, а строительство церкви относят к 1180-1200 годам. Точного года постройки церкви Святого Георгия в Ладоге не сохранилось, имя архитектора и основателя храма также остается неизвестным. Предполагается, что освящение здания произошло на этапе закладки фундамента, в XII веке в этом не было ничего необычного, поскольку церковь «посвящали» тому или иному святому с самым началом строительства.

Считается, что заложена церковь Святого Георгия в Ладоге в 1165 году была в честь разгрома шведского войска на реке Воронежка. Скорее всего, активное участие в проектировании здания принимал владыка Нифонт, новгородский епископ XII века, основавший Мирожский монастырь в Пскове и церковь святого Климента в Ладоге.

Правда, скончался новгородский владыка на несколько лет раньше, чем гипотетически произошло основание Георгиевского храма в Старой Ладоге. Но исследователи сходятся на том, что в архитектуре ладожской религиозной постройки, по крайней мере, прослеживается его заметное влияние.

Такой вывод историки делают из того, что архитектура церкви нетипична для новгородского зодчества XII века, и храм очень напоминает церковь святого Климента в Старой Ладоге, культ которого начался именно при епископе Нифонте. Вероятными заказчиками Георгиевской церкви считают князя Святослава или посадника Захария.

Важно! Первое письменное упоминание о храме Святого Георгия в Ладоге датируется лишь 1445 годом. Поэтому любые версии относительно точных дат и основателей остаются только догадками.

История Георгиевского собора в Старой Ладоге

Храм Георгия Победоносца в Старой Ладоге обладает очень интересной историей. О первых столетиях существования храма почти ничего неизвестно, однако с XV века начинают появляться письменные свидетельства о развитии старинной церкви в Ладоге.

  • В 1445 году вокруг храма был построен мужской монастырь, основанный архиепископом Ефимием. Тогда же состоялась первая реставрация обветшавшей церкви, были обновлены древние фрески и добавлены новые росписи, храм покрыли новой кровлей, поставили внутри церкви двухъярусный иконостас и алтарную преграду.
  • В XVI веке над западным фасадом церкви была возведена двухпролетная звонница.
  • В XVII столетии прошла еще одна капитальная реставрация храма Святого Георгия. К сожалению, она получилась не слишком аккуратной. Несмотря на то, что в ходе работ было заменено покрытие сводов и повышен барабан церкви, одновременно с этим мастера заложили 4 окна храма и растесали оконные проемы. Многие внутренние фрески при этом оказались сбиты со стен и бесследно затерялись.

В конце XIX столетия церковь Святого Георгия вызвала новую волну интереса. Сооружение взяла под свое покровительство Императорская археологическая комиссия, при активном участии энтузиастов были спасены от разрушения сохранившиеся фрески. Знаменитые художники-реставраторы XIX века занимались копированием и изучением изображений. Работы по реставрации продолжились и в наступившем ХХ веке — очередной капитальный ремонт сооружения был закончен в 1902 году, а в 1904 году церковь Святого Георгия в Ладоге снова освятили.

Как ни странно, древняя церковь Святого Георгия смогла пережить даже революцию и советский период, в течение которого были уничтожены многие другие памятники архитектуры. В конце ХХ столетия начался новый виток реставрации старинного здания, обновлением церкви в Ладоге занимались известнейшие российские художники-реставраторы.

Внимание! В начале 1990-х годов реставрация была полностью завершена, и теперь верующие и туристы могут изучать древнюю церковь практически в ее первозданном виде. В настоящее время сооружению присвоен статус архитектурного памятника федерального значения, и древнее строение тщательно оберегается государством.

Архитектура церкви Св. Георгия в Старой Ладоге

Храм Святого Георгия в Ладоге представляет интерес не только за счет своего почтенного возраста. Внимание историков, архитекторов и искусствоведов привлекает архитектура церкви — она вполне характерна для новгородского зодчества XII столетия, но вместе с тем обладает яркими особенностями.

К традиционным элементам новгородского зодчества можно отнести строение церкви. Сооружение состоит из четырех столпов и трех равновысоких апсид, здание увенчано одним куполом и выполнено в классических неброских оттенках и аккуратных пропорциях. Равновысокие апсиды со всех сторон увенчиваются полукруглыми завершениями с арочным обрамлением.

Однако при этом внимание привлекают необычные элементы в строении церкви — а именно, ее архитектурная асимметрия.

  • На центральных пряслах южного и северного фасада располагается в пирамидальном порядке по 3 небольших окна. При этом на западных пряслах этих же фасадов окна немного занижены, а нижнее окно восточного фасада передвинуто к южному.
  • Необычное расположение окон объясняется тем, что строители храма стремились в первую очередь создать максимально удобное внутреннее освещение церкви. Им удалось добиться этой цели, однако в результате только западный фасад церкви Георгия в Ладоге остался симметричным.
  • Благодаря асимметрии остальных фасадов церковь приобретает дополнительную динамику, но вместе с тем ее строгие классические пропорции нарушаются.

Также архитектурный интерес представляют апсиды сооружения, заметно заглубленные в основание здания, и непропорционально маленькие восточные прясла боковых фасадов. Из-за этого церковь в восточной своей части выглядит слишком тесной и утрачивает характерную для новгородского зодчества XII века центричность. Даже на фото церкви Святого Георгия в Ладоге можно заметить, что ее барабан оказывается сильно сдвинут в восточную сторону.

Историки и архитекторы склонны объяснять необычные особенности Георгиевской церкви в Ладоге тем, что в процессе возведения постройку приходилось вписывать в уже существующий архитектурный ландшафт. Согласно исследованиям археологов, в XII веке вплотную к восточному фасаду храма проходила крепостная стена Ладожской крепости, в частности, этим могло быть обусловлено несимметричное расположение нижнего окна на восточном фасаде.

Фрески церкви Георгия в Старой Ладоге

Старинные стены храма Святого Георгия вызывают интерес, но основную ценность представляет внутреннее убранство церкви. На стенах древнего храма сохранились фрески XII века, разные исследователи приписывают их авторство новгородским и псковским художникам или византийским мастерам.

Также существует версия, что фрески храма Георгия в Старой Ладоге выполнялись византийскими и русскими мастерами в тесном сотрудничестве.

  • В пользу этого предположения говорит тот факт, что внутреннее убранство храма сочетает в себе элементы, характерные как для византийской, так и для древнерусской церковной живописи.
  • Например, нижняя цокольная часть стен покрыта имитацией мрамора, и это характерно для византийского церковного зодчества.
  • Но вот симметричные пары внутренних панелей храма центрированы шарами, похожими на навершия стоек для завес, и этот прием исследователи относят к русским традициям декорирования. Кроме того, по мнению исследователей, образец классической русской храмовой живописи представляют из себя некоторые сюжеты в настенной росписи, к примеру, сцена Страшного Суда для грешников.

Несмотря на многочисленные реставрационные работы в храме Георгия Победоносца в Старой Ладоге, древние фрески дошли до наших дней не в полном составе. Некоторые из них были сбиты со стен в процессе ранних реставрационных работ, правда, необходимо отметить, что часть таких фресок была обнаружена в период позднего археологического изучения постройки.

Из сохранившихся фресок в церкви в Старой Ладоге можно перечислить:

  • сцену, изображающую причащение апостолов в апсиде храма;
  • фреску святительского чина;
  • медальоны с полуфигурными изображениями Иоанна Милостивого, архангела Гавриила и неизвестного святого;
  • медальоны с полуфигурами архангела Михаила и трех святителей, среди которых святой Анфим;
  • фреску со сценой принесения очистительных жертв Иоакима и Анны.

Необходимо особо отметить фреску с изображением Святого Георгия, повергающего змия. Вопреки канонам, размещена эта фреска непосредственно в алтаре, хотя ни в русской, ни в византийской традиции данное изображение в алтаре не помещали. Такая особенность является не единственной — очень необычен тот факт, что Святой Георгий на фреске не поражает змия копьем насмерть, а только попирает и укрощает его, что символизирует усмирение и укрощение грехов. Можно утверждать, что вооруженный Святой Георгий, оставляющий змию жизнь на церковном изображении, по-настоящему уникален.

Важно! Некоторые исследователи предполагают, что нетипичность фресок древней церкви и отхождение от канонов объясняется тем, что заказчиком храма был не епископ, а князь или посадник — влиятельный человек, придающий большое значение воинским добродетелям.

Также в хорошем состоянии пребывает фреска купола, изображающая ангелов, которые несут сферу с возносящимся Спасителем. По окружности барабана церкви размещены хорошо сохранившиеся фрески с изображениями ветхозаветных царей и пророков, среди них Соломон и Давид, Исайя и Гедеон, Иеремия и Иезекииль, Наум и Михей.

Особого внимания заслуживает большая композиция, размещенная на западной стене церкви Святого Георгия и прилегающих сводах — фреска Страшного Суда. Южная стена церкви сохранилась хуже, на ней от большого праздничного цикла остался только фрагмент Крещения.

Также в древней церкви Святого Георгия в Старой Ладоге сохранились полуфигуры Николая Чудотворца и мученицы Марии, святого Саввы Стратилата и великомученика Евстафия, фигуры пророка Даниила и святого Феодора Стратилата. Эти изображения представляют только малую часть, оставшуюся от древнего убранства храма, в прежние времена фресок в церкви Святого Георгия было намного больше.

Как добраться до церкви Георгия в Старой Ладоге

Старая Ладога, значительную часть которой в настоящее время занимает археологический музей заповедник, располагается в 12 км от города Волхов и в 120 км от Санкт-Петербурга. Поэтому добираться до церкви Святого Георгия необходимо именно через северную столицу.

Сделать это можно несколькими способами:

  • на машине — по автостраде Е-105 с поворотом у Кисельни, время в пути занимает около 1,5 часов;
  • на автобусах 847, 860 и 877 от автовокзала №2 на Обводном канале — транспорт идет до города Волхов, где требуется пересесть на автобус 23;
  • на электричке с Ладожского или Московского вокзала, до города Волхов и станции «Волховстрой», а оттуда на автобусе до Старой Ладоги.

Перед поездкой к храму Георгия в Ладоге необходимо узнать расписание работы археологического музея-заповедника. Обычно территория открыта с 9 до 18 часов с мая по сентябрь и с 9 до 16 часов с октября по апрель. При этом в летнее время выходных на территории музея-заповедника не бывает, а вот в зимний период территория закрыта для посещения в понедельник.

Совет! Режим работы музея-заповедника лучше дополнительно уточнить на его сайте или по контактным телефонам перед самым путешествием.

Заключение

Церковь Святого Георгия в Ладоге — один из немногочисленных памятников архитектуры, хорошо сохранившихся еще с домонгольских времен. Постройка представляет большой интерес с точки зрения архитектуры, религиозной живописи, культуры и истории, поэтому при поездке в Старую Ладогу посетить ее рекомендуется в обязательном порядке.

Церкви и храмы28.02.20193 088

В разные периоды времени храм Георгия Победоносца на Варварке назывался по-разному. Самое распространённое старое название — это церковь на Псковской горке — когда-то Иван Грозный насильно переселил сюда знать из Пскова, чтобы ослабить некогда вольный город.

Недалеко находился Государев тюремный двор, и церковь часто называли «Церковь Георгия на Псковской горе, что на Варварской улице у старых тюрем».

Затем какое-то время храм назывался по наименованию улицы — церковь на Варварке.

Церковь Великомученика Георгия Победоносца в Москве входит в состав Патриаршего подворья «Зарядье»

Престолы: главный — Покрова Пресвятой Богородицы, приделы — великомученика Георгия Победоносца и святого Петра митрополита Московского.

Престольные праздники:

  • 14 октября — Покров Пресвятой Богородицы;
  • 6 мая — день памяти святого великомученика Георгия Победоносца.

Храм начали строить во второй половине XII века, первое название – церковь на Псковской горке

В 1677 г. название церкви уже звучало: «что на пяти улицах Трегубова». После реставрации и расширения, в XIX веке, за храмом закрепилось официальное название: «храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом Великомученика Георгия», а расположенные недалеко ворота Китай – города стали называть не Варварскими, а Покровскими.

Сейчас его название звучит как: «Храм вмч. Георгия Победоносца (Покрова пресвятой Богородицы) на Псковской горке».

Фасадная вывеска на храме Великомученика Георгия Победоносца. Название храма не раз менялось, даже сейчас есть упоминание первого — «На Псковской горке»

Сама церковь на Псковской горе возводилась постепенно, на фундаменте разобранного старого храма Покрова Пресвятой Богородицы середины XIII века и по необходимости, так как очередным пожаром был уничтожен старинный храм XIII века, принадлежавший Марии Гоптяевой, тещё Великого князя Василия Тёмного.

Основное здание храма возводили во второй половине XII века, а колокольню и трапезную пристроили через 150 лет, в начале XIX столетия. От старой церкви осталась каменная подклеть, на которой и построили новую пятиглавую каменную церковь.

В 1657 году либо в 1658 году (данные источников расходятся)  главный престол храма освятили в честь Покрова Богородицы, а дополнительный — в честь Георгия Победоносца.

Церковь мученика Георгия возводилась постепенно, в течение IX веков

В 1812 году, во время войны с французами, храм сильно пострадал и реставрировался семь лет, на средства купца Петра Фёдоровича Соловьева. Были заново выстроены колокольня, трапезная и Георгиевский придел.

В 1839 году  Соловьевой М. Н. — вдовой купца, в трапезной устроен придел Петра Митрополита.  Окончательно завершился ремонт в 1856 году.

В 1930 году церковь в Москве закрыли по «просьбе» профсоюза совторгслужащих для размещения в ее стенах Дома пионеров. Последний настоятель, протоиерей Николай Казанский, сумел спасти древнюю храмовую икону Георгия.

В 1960-х годах в отреставрированном здании разместился выставочный зал.

При Советской власти кресты были сняты, а сам храм закрыт.

Долгое время он пустовал. Здание требовало ремонта и его до 1979 года никак не использовали. Начиная с 1980 года, в храме устраивали этнографические выставки, а верующим его возвратили в 1991 году.

Для Богослужений церковь открылась в 1995, а окончательный вид она приобрела после последней реставрации, в 2015 году.

Благодаря таким церквям, как Храм Георгия Победоносца на Псковской горе, в описаниях столицы появились эпитеты златоглавая и белокаменная Москва.

Георгий Победоносец – покровитель воинов, домашнего скота и волков

Георгий Победоносец почитался дважды в год Фасадная вывеска на храме Великомученика Георгия Победоносца. Название храма не раз менялось, даже сейчас есть упоминание первого — «На Псковской горке» в весенний и осенний Юрьев день

На Руси Георгий (от греческого «земледелец») или Егорий считался покровителем воинов, домашнего скота и волков. Поэтому у Георгия молились за сохранность скота.

Другое имя Георгия — Юрий, созвучно со славянским божеством весеннего Солнца — Ярилой, поэтому культ Георгия уходил корнями в почитание небесного светила.

Почитали Егория два раза в год — в два Юрьевых дня: весной и осенью.

Весенний Юрьев день означал начало полевых работ, а осенний считался их завершением — после чего крестьяне могли переходить от одного помещика к другому, но царь Борис Годунов отменил эту вольность, закрепив крепостное право. Тогда и появилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

Святыни храма:

  • икона Божией Матери «Казанская» — стреляная;
  • частица мощей святого  великомученика Георгия Победоносца;
  • икона Спиридона Тримифунтского с частицей мощей;
  • икона праведного воина Федора Ушакова с частицей мощей;
  • икона мученицы Людмилы Чешской с частицей мощей.

Расстрелянная Икона Казанской Богоматери

Икону Казанской Богоматери постигла нелёгкая участь мишени для недоброжелателей

В 2005 году неизвестными людьми икона была пожертвована Церкви Георгия Победоносца в Москве.

На долю подаренной иконы Казанской Божией Матери выпали тяжкие испытания — приблизительно в 1930-х годах она была расстреляна недоброжелателями.

Интересно, что из десяти пущенных пуль, почти все пробили доску насквозь. Лики святых не пострадали.

Расписание богослужений и адрес Церкви Георгия Победоносца

Официальный сайт храма Георгия Победоносца.

Расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте храма.

Адрес храма: Москва, ул. Варварка, 12 (м. «Китай-Город»).

Полезные материалы

Церкви и храмы Иверский женский монастырь в СамареЦеркви и храмы Трифоново-Печенгский монастырь:  116 мучениковЦеркви и храмы Храм Дмитрия СолунскогоИспользуемые источники:

  • http://nikolaos.cerkov.ru/georgios/
  • https://ozeron.ru/ladozhskoe/georgievskaya-tserkov-v-staroy-ladoge.html
  • https://hranitel.club/741-hram-georgiya-pobedonosca

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий