Верхотурье – монастыри и храмы

В Свердловской области есть небольшой городок – Верхотурье. Расположен он приблизительно посередине между Екатеринбургом и Пермью. Живет здесь не так уж и много людей – всего-то десять тысяч. Городок существует 400 лет. Это неплохой, да и не маленький возраст – ближе к среднему.

Храмов и церквушек здесь не счесть.  В Верхотурье находятся Свято-Николаевский мужской монастырь и Свято-Покровский женский монастырь.

На сегодняшний день Верхотурье – излюбленное место паломников и интересующихся историей Урала. Не возбраняется здесь заказать экскурсию по городу, чтобы напитаться духом городка, посмотреть достопримечательности.

Немного истории

Этот уральский город возведен на речке Туре, что протекает в Свердловской области. Немногим ранее город относился к Пермской губернии.

История возникновения Верхотурья берет начало с 1597 года, когда Ермак завоевывал Сибирь и Урал. Тут первоначально была крепость народности макси. Затем ее преобразовали в острог. Потом Верхотурье сделали таможней. Все товары, на которые богата Сибирь, проходили через этот населенный пункт.

Расцвету города поспособствовали два государственных указа:

Указом государство Российское монополизировало торговлю пушниной. Все сделки с русским купечеством, макси и местными жителями совершались здесь, на гостином дворе.

Указом учредили ямскую службу, пути которой пересекали Верхотурье. Для города это было очень выгодно – сооружения прочих путей сообщения поблизости, в этой же местности, запретили.

В середине 17 века город интенсивно развивался, строился. Росло население, наполнялись жилые кварталы, возводились храмы и монастыри. Торговля процветала.

В 1753 году торговля постепенно стихает из-за отмены пошлин. А к середине 19 века Верхотурье перестает быть торговым центром. Теперь эта местность делается центром духовным: растет число монастырей и храмов.

Инфраструктура развлечений, достопримечательностей, досуга в городе Верхотурье

Несмотря на скромные размеры городка, посмотреть тут есть на что. Достопримечательности по приезду сразу обращают на себя внимание. Это и уральский самобытный Кремль, и храмы, и музейные постройки, и два монастыря. Есть тут и другие интересные окрестности – Актай и Меркушкино.

Фото: Верхотурье мужской Свято-Николаевский монастырь

Свято-Николаевский мужской монастырь на Урале – самый старый и крупный. Основан в 1604 году. На земле монастыря расположен семиглавый Кресто-Воздвиженский собор. По величине он является третьим собором в России.

В монастыре хранятся чудотворные мощи местного святого из села Меркушкино. К мощам Симеона Верхотурского в серебряной раке прикладываются паломники. Мощи являли чудеса и раньше: в 1692 году гроб с мощами вышел из земли, на могиле забил источник, стали удивительным образом исцеляться люди. На сегодняшний день Симеон Верхотурский – духовный покровитель Сибири и Урала. Его мощи излечивают болезни ног, глаз, бесплодие.

Фото: Мощи Симеона Верхотурского.

В Симеоно-Аннинской церкви уникальная картина. Здесь покоятся останки монахов, которых не опознали при раскопках.

Фото: Церковь Симеона Верхотурского.

Покровский женский монастырь – первый зауральский монастырь. Основан в 1621 году. Раньше он был деревянным, теперь реконструировали и сделали в камне. В чертогах монастыря хранятся чудотворные иконы.

Фото: Покровский женский монастырь

«Умиление» Богоматери – особо почитаемая здесь икона. Написана была в начале 20 века матушкой Ангелиной. Это настоятельница соседнего Успенского монастыря. Матушка любила посещать Дивеево. Впечатлившись ликом, подвизалась создать этот Образ и для своего монастыря. Матушка Ангелина, согласно устному преданию, относилась к образу Божией Матери, как к живой. Она советовалась с ней, разговаривала, украшала до конца своих дней. Сшила вместе с сестрами монастыря для нее ризу. Одеяние сохранилось и по сей день: бархатные убранства уложены складками, расшиты бисером и каменьями.

Фото: «Умиление» Богоматери

Икону «Умиление» в годы безверия долго прятали, даже закапывали в землю. На сегодняшний день Образ Божьей Матери «Умиление» хранится под сводами Ново-Покровского храма. Образ Богоматери подает скорую помощь всем в ней нуждающимся и просящим. Особенно она помогает тем женщинам, которые мечтают благополучно произвести на свет малыша.

Перед этим чудотворным образом каждое воскресенье совершается Параклисис Божией Матери «Умиление».

В Покровском женском монастыре покоятся также мощи праведного Косьмы. Можно отстоять в монастыре литургию и принести поклон гробнице, где находятся мощи святого Косьмы Верхотурского.

В городе есть несколько церквушек и соборов, в их числе исторические памятники: Свято-Троицкий собор в Верхотурье, Спасо-Воскресенская (исторический памятник – колокольня и храмовое венчание утрачены), Знаменская (исторический памятник), и Успенская.

Фото: Свято-Троицкий собор ВерхотурьеФото: Спасо-Воскресенская церковь ВерхотурьеФото: Спасо-Воскресенская церковь Верхотурье наше времяФото: Знаменская церковь ВерхотурьеФото: Успенская церковь Верхотурье

Кремль в Верхотурье с удовольствием изучают туристы, а все потому, что это самый маленький Кремль из всех российских. К тому же это предпоследний замок, построенный в России. Воздвигался как укрепление для дома местного воеводы.

Фото: Кремль Верхотурье

Краеведческий музей посвящен истории края, городскому зодчеству и давно не функционирующему здешнему заводу коньков. Самобытность музея в том, что он выглядит действительно древним, ведь в нем экспонируются вещи и предметы, давно не обновлявшиеся – как минимум, лет тридцать.

Фото: Крестовоздвиженский храм

Село Меркушкино расположено в 50 километрах от Верхотурья. В селе часто проводятся экспозиции и выставки. Из основных достопримечательностей населенного пункта для посещения паломников – Симеоновская церковь, Симеоновское подворье Ново-тихвинского женского монастыря, Михайло-Архангельская церковь, постройки 19 века.

Если вы отправляетесь в организованный тур, Верхотурье сотрудничает со многими турфирмами Екатеринбурга, предлагающими туристские услуги по Уралу. Длительность путешествия – почти 650 километров. Отправка из Екатеринбурга. Продолжительность – около 15 часов. По дороге гид поведает немало увлекательного: о Екатеринбурге, о Свердловской области и проезжаемым городам.

Большой интерес для паломников представлют святые Верхотурья, их подвижнический уклад. Село Меркушино – это святая земля. Тут святой праведный Симеон Верхотурский совершал свой подвиг подвижника.

По дороге есть живописное местечко на берегу Туры. Святой молился здесь Господу и удил рыбку. В хорошей сохранности большой белый камень, на котором подвижничал святой Симеон. Молитву святой соединял с подвигом – коленопреклоненно стоял на камне в дремучей тайге. У берега реки Туры, в десяти километрах от Меркушина, Симеон Верхотурский имел уединенное место, где рыбачил. Но и в этом месте он проявлял воздержание: рыбы добывал лишь столько, сколько требовалось для дневной трапезы.

Выше, на полянке, расположен красивый деревянный храм Всех Святых. В нем раз в седьмицу, в ночь с пятницы на субботу, несут службу монахи Свято-Косьминской пустыни. Сама по себе Свято-Косьминская пустынь – полностью закрытый монастырь. Монахи подвижничают по Афонскому уставу. Они свершают полный круг богослужения. Паломников посещать пустынь не благословляют.

Часто в экскурсию в Верхотурье включено посещение Актая. Там есть целебный источник.

Приобретение сувениров и церковной утвари

Здание Свято-Николаевского монастыря располагает церковной лавкой. Здесь широкий выбор церковных вещей, книг по православию, образов, уральских сувениров.

Фото: церковная лавка Верхотурье

Вид одежды

Фото: одежда для посещения церкви

Вообще для посещения Верхотурья особенные одеяние не требуются. Стоит лишь помнить, что если отправитесь в монастыри или церквушки, одежда нужна соответствующая: мужчины надевают только брюки (шорты не подойдут), женщинам и девушкам надобно быть в длинных юбках и в платочках на голове. Если по каким-то причинам такую одежду вы с собой не взяли, у входа в монастыри ее дают на время посещения. Обувь лучше выбрать без каблуков – доведется много походить пешком и стоять на ногах. Девушкам не рекомендуется использование губной помады и любой другой косметики, т.к. с макияжем на лице к раке Симеона Верхотурского и иконам прикасаться запрещено.

Фото: одежда для посещения церкви

Где в Верхотурье остановиться на постой или принять трапезу

На ночлег можно остановиться при мужском монастыре (об этом лучше договариваться заранее). Есть в Верхотурье и гостиница «Соболь».

Потрапезничать можно в ряде точек питания: это закусочная «Анастасия», кафе «Марилена» и «Соболь», чайная при Николаевском монастыре «Монастырский чай».

Мы рады приветствовать вас на сайте Свято-Покровского женского монастыря города Верхотурье — старейшей обители Урала и Сибири. С момента основания в 1621 году, Покров Пресвятой Богородицы оберегал и укрывал его обитателей, наделяя благодатными силами всех молитвенно призывающих ее помощи. Пройдя тернистый путь гонений, разрухи и забвения, монастырь вновь открыл свои двери в 1991 году для всех ищущих спасения. Весь уклад монастырской жизни способствует молитвенному настрою, удалению от греха и очищению от страстей. Озаряя лучами небесной радости, Царица Небесная врачует сердца и души притекающих поклониться древним святыням и потрудиться во Славу Божию. Испросим ее ходатайства, духовного покровительства и сил для провождения благочестивой и богоугодной жизни. Приглашаем вас посетить нашу обитель и принять посильное участие в ее возрождении.

Архимандрит Варнава (в центре), слева старший брат иеромонах Макарий, справа — их отец, Георгий Калашников

С 28 августа 1910 года мона­шескую общину возглавлял ие­ромонах  Варнава      († 05.04. 1931 г.), позднее возведенный в сан архимандрита. Василий Георгиевич Калашников родился в январе 1872 года в семье казаков в п. Переволоцком Пок­ровского района (ныне районный центр Переволоцкий Оренбург­ской области). Там же, в Переволоцком, закон­чил одноклассную казачью посел­ковую школу. Казаки на Руси отличались крепкой христианской верой, осо­бым радением к хранению тради­ций православия. Отец Василия — казак Георгий был церковным старостой храма в п. Переволоц­ком. В семье было восемь детей. Старший брат Василия — Михаил был иеромонахом, в советские годы пострадал от репрессий (расстрелян в 1937 г.). Сестра Пелагия была послушницей женского монастыря в г. Соль-Илецке. Юный Василий с рождения впитал в себя все благочестие сво­их близких и неслучайно, уже юно­шей, принял решение посвятить свою жизнь служению Господу в иноческом образе. В 1898 году Василий поступа­ет послушником в Успенско-Макарьевский мужской монастырь, располагавшийся неподалеку от пос. Подгородняя Покровка Оренбург­ского уезда, в десяти километрах от Оренбурга. 9 апреля 1905 года Василий принимает монашеский постриг с именем Варнава от иеромонаха Успенско-Макарьевского монас­тыря Сергия. В сан диакона рукоположен 12 июня 1905-го в Оренбургском кафедральном со­боре Преосвященным Иоакимом (Левицким), епископом Оренбургским и Уральским. А в последствии, рукоположен в пресвиторский сан. 25 марта 1905 года викарий Оренбургской епархии Преосвящен­ный Дионисий (Прозоровский) в Оренбургской Введенской церкви совершил хиротонию иеродиакона Варнавы во иеромонаха. С 6 августа 1905 года иеромонах Варнава времен­но исполнял должность казначея Успенско-Макарьевского монас­тыря. В 1906-м состоял благочин­ным того же монастыря.

Скит при настоятельстве архимандрита Варнавы возрастал во всех отношениях. В 1912 году был сооружен странноприимный полукаменный двухэтажный дом, а позже 3 амбара. Основу благосостояния монастыря составляли земельные угодья, жертвованные различными лицами. Монастырские угодья составляли 478,5 га.

Обращение скита в  Свято-Николаевский  монастырь

8 августа 1913 года, Указом Святейшего Синода 1.8.1913 за № 6128, Николаевский скит Троицкого уезда был обращен в Свято-Николаевский мужской монастырь — «самостоятельный общежительный мужской монастырь того же наименования и с таким числом братии, какое обитель будет содержать на собственные средства, причем заведующий сим скитом иеромонах Варнава назначен строителем сего монастыря». В 1913-м отец Варнава был награжден набедренником и скуфьей, а после, был возведен в сан игумена. Основу благо­состояния монастыря составляли земельные угодья, жертвованные различными лицами. Монастырс­кие угодья составляли 478,5 гекта­ра. Особенностью монастыря было то, что богослужения проходили по афон­скому чину.

Монашеской общине придава­лось миссионерское и просвети­тельское значение «для поднятия религиозного духа среди пере­селенцев», которые продолжали и продолжали прибывать в мало­населенную Оренбургскую губер­нию. До революции в монастыре прожи­вало четыре монаха и 28 послуш­ников. 30 мая 1916 г. епископ Оренбургский и Тургайский Мефодий (Герасимов), во время своей поездки по обозрению церквей Оренбургской епархии, посетил Свято-Николаевский монастырь. Оренбургские епархиальные ведомости тогда писали: «В 14 верстах от Троицка, в березовом лесу, на берегу пресного озера, находится монастырь. Кругом прекрасная растительность и засеянные хлебом поля. Деревянная новая церковь, в которой стройно поет небольшой хор монахов. 30 человек насельников монастыря, во главе с игуменом Варнавой, усердно трудятся над благоустройством нового сего монастыря. При монастыре ведется небольшое хозяйство: 30 десятин посева, 60 голов скота, пчельник с 16 ульями, огород. Сооружены приличные домики  для иноков. Монахи и послушники от трудов своих одеты и обуты за счет монастыря. Все довольны, у всех есть хороший приют и место для возношения к Богу молитвою. Как бы было хорошо, если бы и другие обители епархии завели такой же порядок обеспечения живущих и трудящихся в них…». Кроме храма и молитвенного дома на территории монастыря находились четыре келейных корпуса.  «На 1916 год в монастыре проживало: отец-настоятель, 3 иеромонаха, 17 послушников, т.е. всего 21 человек. Особенностью монастыря было то, что службы проходили по Афонскому чину, а все священнослужители и братия монастыря служили безвозмездно». В 1917 году игумена Варнаву наградили наперсным крестом и вскоре он был возведен в сан архимандрита. Священноначалие отзывалось об отце Варнаве с одной стороны как волевом и энергичном настоятеле, с другой стороны он отличался кротостью, смирением, духовным трезвением, честностью. Архимандрит Варнава был активным церковным деятелем, участвовал в епархиальных собра­ниях. В обитель, под его руководство, отправляли клириков для исправления.

Разорение монастыря

С 1918 по 1922 г.г. в обители жил и нес послушание прпмч. Гавриил (Гур, † 19.11.1937), расстрелянный по приговору «тройки» НКВД на Бутовском полигоне под Москвой, канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году.  Поминовение преподобномученика Гавриила совершается в день его мученической кончины 06/19 ноября, и в день Собора новомучеников и исповедников Российских в первое воскресение, начиная с 25.01/07.02 (ст.ст./н.ст.). С приходом советской власти, в 1924 году, Свято-Никольский монастырь закрыли.  Хотя, по неко­торым данным, в 1926-м еще совершался монашеский пос­триг. Документы о запрещении мо­нашеской жизни в обители пока не обнаружены. Известно, что в сен­тябре 1929 года президиум Увельского райисполкома Челябинской области принял решение об изъ­ятии монастырского имущества.

Игумен Ксенофонт (Синютин)

С 1927 года, после закрытия монас­тыря, архимандрит Варнава жил в землянке вместе с иеромонахом Никодимом (Дидиным) (расстрелян 7.04.1938 г.) на хуторе Захламино Троицкого округа Уральской области (на территории современного Троицкого района Челябинской области). Иеромонах Ксенофонт (Синютин), бывший регент монастыря, жил в соседнем селе Хуторка, где занимался сельским хозяйством, регентовал в местном храме и писал иконы (впоследствии он прошел лагеря, скончался в 1959 г. в г. Уфе в сане игумена). Несмотря на суровые испы­тания, братия продолжала служить Богу и людям: они выкупили деревенский дом, переоборудовали его под храм и совершали привычные монастыр­ские богослужения. В феврале 1930 года архимандрит Варнава, иеромонах Никодим и иеродиакон Ксенофонт были арестованы и содержались под арес­том в ГПУ города Троицка. Выпущены они были с подпиской о немедленном выезде из Троиц­кого округа. С июня по декабрь 1930 года архимандрит Варнава жил в поселке Переволоцком (современного Переволоцкого р-на Оренбургской обл.) у родственников. В конце декабря он переехал в с. Екатериновка (современного Саракташского ­района Оренбургской обл.), где продолжал нести свое пастырское служение. На праз­дник Рождества Христова, 7 января 1931 года, его вновь арестовали. После трех месяцев истязаний в застенках НКВД, 26 марта 1931 года 59-летний архимандрит был приговорен к расстрелу. В ночь на праздник Входа Господня в Иерусалим, 5 апреля 1931 года, он был рас­стрелян вместе с 32 священнослужителями, монашествующими и православными христианами Оренбургского края, среди которых был и прославленный святой Оренбургской епархии священномученик протоиерей Макарий Квиткин. Все они были захоронены в безвестной братской могиле на старом кладбище, располагающемся на пр. Победы в Оренбурге. 2 ноября 1989 года опреде­лением прокурора Оренбургской области архимандрит Варнава был реабилитирован.

Известна судьба еще троих насельников обители – все они были расстреляны в годы «Большого террора»: иеромонах Рафаил (Балабуркин, † 20.11.1937), иеромонах Виталий (Гостев, † 16.11.1937), иеромонах Василий (Новиков, † 01.10.1937).

Текст составлен по материалам исторических исследований     Е.В. Банниковой

Схиигумения Ксения (Кадомцева), игумения Троицкого Свято-Казанского женского монастыря с 1994 по 2015 гг.

Осенью 2003 года, по благословению митрополита Челябинского Иова, участок, где располагался Николаевский мужской монастырь, был передан Троицкому Свято-Казанскому женскому монастырю для устройства на этом месте скита.

16 апреля 2016 года, решением Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви (Журнал 31)  в Троицкой Епархии открыт Свято — Николаевский мужской монастырь, назначен наместник обители.

27 декабря 2016 г., Священным Синодом (журнал № 130) утвержден в должности священноархимандрита Николаевского мужского монастыря близ с. Кадымцево Троицкого района Челябинской области епископ Троицкий и Южноуральский (ныне митрополит Челябинский и Миасский) Григорий.

Используемые источники:

  • https://abc-24.info/verxoture-monastyr/
  • http://www.v-pocrov-m.ru/
  • http://nikolmon.ru/istoriya-monastyrya-all/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий