Железнодорожный (город)

Толкование

Железнодорожный (город)
le>Город Железнодорожный
Флаг Герб
Страна РоссияРоссия
Субъект федерации Московская областьМосковская область
Городской округ Железнодорожный
Координаты Координаты: 55°45′00″ с. ш.38°01′00″ в. д. / 55.75° с. ш.38.016667° в. д.   55.75, 38.01666755°45′00″ с. ш.38°01′00″ в. д. / 55.75° с. ш.38.016667° в. д.   
Глава Евгений Иванович Жирков
Основан 1861
Первое упоминание 1573
Прежние названия до 1939 — Обираловка
Город с 1952
Площадь 25,551[1]км²
Высота центра 145 м
Население 135 971[2] человек (2012)
Плотность 5322 чел./км²
Этнохороним железнодоро́жненцы, железнодоро́жненец
Часовой пояс UTC+4
Телефонный код +7 495
Почтовый индекс 143980-143983
Автомобильный код 50, 90, 150, 190
Код ОКАТО 46 424
Официальный сайт http://www.zheldor-city.ru/

</td></tr>

Подъездные пути города Железнодорожного
условные обозначения
Кучинский керамико-плиточный завод
Автосервис
Граничная улица
Октябрьская улица
 Кучино – Железнодорожная 
Октябрьская улица
Маяковского улица
ДОК-6
Автозаводская улица
Строительно-перерабатывающее предприятие
Мостермостекло
Rockwool-Минвата
1 мая улица
Саввинская фабрика

Железнодоро́жный — город областного подчинения в Московской областиРоссии, единственный населённый пункт и административный центр городского округа Железнодорожный[3].

Железнодорожная станция на линии Москва — Нижний Новгород в 10 км к востоку от Москвы (расстояние от МКАД до железнодорожной станции Железнодорожная, которая считается центром города).

Площадь территории города составляет 2 555,1 гектаров[1]. Население 136,0 тыс. человек на 1 января 2012 года[2]. В городе ведётся активное жилищное строительство. Город протянулся с запада на восток на 7 км, а если учитывать вошедший в его состав отдалённый микрорайон Купавна — на 13 км.

Город состоит из девяти микрорайонов: Керамика, Купавна, Кучино, Ольгино, Павлино, Саввино, Центр, Центр-2, Лесной.

Название

До 1939 года — Обираловка. Такое название город получил из-за того, что через поселок проходил «ссыльный тракт» — дорога, по которой приговоренные к ссылке в Сибирь самостоятельно пешком шли отбывать ссылку. Местные жители промышлявшие воровством и разбоем отбирали у бедняг последнее, что у тех могло оставаться, вплоть до того, что снимали с них одежду, попросту говоря — обирали их. Современное просторечное наименование — Железка.[4]

По другой версии название город получил не в связи с «обиранием» каторжан, а с грабежом купцов. Разбойники, прячась в придорожных оврагах или лесах, останавливали путников, обирали их, выпрягали лошадей и благополучно скрывались с добычей. Чаще всего грабителями оказывались крестьяне окрестных деревень.

Самое подходящее место для грабежей было на Владимирской и Носовихинской дорогах. Глухой, дремучий лес с дикими зверями, птицами и тучами комаров над топкими болотами служил им надежным убежищем. Владимирская дорога шла опушкою леса, и, хотя до Москвы оставалось не более 20 верст, немногим удавалось благополучно миновать глухие места. Еще опаснее было на извилистой Носовихинской дороге, которая пролегала в лесной гуще. Проезжие, ограбленные разбойниками, рассказывая о своих переживаниях, называли окрестности глухого леса Обираловкой.[5]

Население

Численность населения Железнодорожного по годам изменялась следующим образом[6]:

Год Население
1926         1 000
1959   19 200
1967   48 000
1970   57 100
1973   62 000
1976   70 000
Год Население
1979   76 500
1982   81 000
1986   88 000
1989   97 400
1992   99 300
1996   99 300
Год Население
1998   100 000
2000   100 100
2001   100 200
2003   103 900
2005   115 300
2006   116 500
Год Население
2007   118 900
2008   122 600
2009   125 300
2010   128 500
2011   131 300
2012   135 971[2]

Железнодорожный входит в состав крупнейшей в России Московской агломерации с населением около 16—17 млн человек. Вместе с городами Реутов, Лыткарино, Дзержинский, Котельники и населёнными пунктами городского округа Балашиха и Люберецкого района Железнодорожный входит в состав Балашихинско-Люберецкой агломерации второго порядка с населением 867,8 тыс. человек[2], второй по численности населения в Московской области.

История

Современная территория города Железнодорожный включает в себя земли Богородского (населённые пункты Васильевской волости: Обираловка, Саввино и др.) и Московского уездов (населённые пункты Пехорской волости: Кучино, Ольгино и др.).

Город Железнодорожный образован в 1952 г. из рабочих посёлков Обираловка (с 1939 — Железнодорожный), Кучино (частично с 1960; полностью с 1963), Саввино, а также деревень Темниково и Сергеевка (с 1960). Пос. Кучино на р. Пехорка впервые упоминается в письменных источниках за 1573—1574 гг. как пустошь. Во второй половине XVII в. в Кучино были начаты разработки глины, в начале XIX в. братья Даниловы организовали здесь производство красного кирпича. В 1862 г. была открыта Московско-Нижегородская железная дорога и здесь возникла железнодорожная станция Обираловка, с 1877 г. — пристанционный посёлок Обираловка. В конце 60-х гг. XIX в. московский купец Д. И. Милованов приобрёл в Кучино кустарное кирпичное производство и построил кирпичный завод, который в 1875 г. дал первую продукцию; вскоре появились кирпичные заводы купцов Куприянова и Голядкина. В 1896 г. по инициативе фабриканта Викулы Морозова (внука С. В. Морозова) была построена фабрика — «Саввинская мануфактура», вокруг которой образовался посёлок Саввино. В посёлке Кучино на средства миллионера Д. П. Рябушинского в 1904 г. был создан первый в Европе и второй в мире Аэродинамический институт[7][8], где научную работу возглавлял профессор Московского университета Н. Е. Жуковский — основоположник современной аэродинамики. Аэродинамический институт положил начало развитию посёлка Кучино как центра геофизической науки и сделал его известным в научном мире не только в России, но и за рубежом. В 1939 г. посёлок Обираловка получил статус посёлка городского типа и переименован в посёлок Железнодорожный. В 1946 г. открыт НИИ строительной керамики с опытным заводом (производство керамических блоков); в 1952 г. — деревообрабатывающий завод. В 1947 г. в посёлке Саввино рядом с фабрикой была открыта мастерская по реставрации деталей фабричных машин, преобразованная в 1956 г. в электромеханический завод; в это же время вошёл в строй завод по производству изделий из минеральной ваты и др.

В конце 1980 — начале 1990-х гг. построено новое здание железнодорожного вокзала, современными многоэтажными домами застроены привокзальная площадь, южная часть Железнодорожного, в том числе микрорайоны в Кучино, на территории бывшего посёлка Саввино и др. Сохранилась Преображенская церковь (вторая половина XIX в.).

Экономика

В современном Железнодорожном ведущее место в экономике занимает строительная индустрия, представленная Кучинским комбинатом керамических и облицовочных материалов.

Основные промышленные предприятия города: НИТИ им. Снегирева, деревообрабатывающий комбинат, хлопкопрядильная фабрика, керамический завод, НИИ строительной керамики, авторемонтный завод, завод теплоизоляционных материалов компании Rockwool. Действует железнодорожное депо. Керамический завод банкрот.

Спортивный комплекс в Лужниках, Дворец культуры и науки в Варшаве, Дворец съездов и Государственный исторический музей в Москве — в строительстве этих объектов есть и лепта Кучинского керамического завода (в прошлом — кирпичный завод Миловановых).[9]

В июле 2011 г. «Новая газета» опубликовала материалы о том, что «это единственный, наверное, в мире город, в котором свыше 120 тысяч населения, где нет не то, что кинотеатра, там нет даже роддома, а весь бизнес принадлежит семье мэра»[10][11].

Достопримечательности

Одна из главных достопримечательностей города — православная церковь Преображения Господня. Храм был построен в 1623 году на землях Т. В. Голицыной в селе Саввино-Спасское. В 1868 году взамен обветшавшего деревянного здания начали строить храм из кирпича, поставляемого из Кучино, 4 ноября 1873 года колокольня и первая часть храма были освящены, и начались богослужения. Главным украшением храма является иконостас, изготовленный на заводе Товарищества по производству фарфоро-фаянсовых изделий М. С. Кузнецова.[5]

Среди других достопримечательностей есть Троицкое-Кайнарджи (имение П. А. Румянцева-Задунайского) в Павлино.

Краеведческий народный музей.

Также в городе располагается обсерватория МБОУ Астрономическая школа «Вега». Обсерватория имеет гигантский телескоп-рефлектор.

Храм новомучеников и исповедников Российских

Храм новомучеников и исповедников Российских (Железнодорожный)Другие книги по запросу «Железнодорожный (город)» >>

См. такжеЖелезнодорожный.

Морфологические и синтаксические свойстваПравить

падеж ед. ч. мн. ч.
муж. р. ср. р. жен. р.
Им. железнодоро́жный железнодоро́жное железнодоро́жная железнодоро́жные
Рд. железнодоро́жного железнодоро́жного железнодоро́жной железнодоро́жных
Дт. железнодоро́жному железнодоро́жному железнодоро́жной железнодоро́жным
Вн.    одуш. железнодоро́жного железнодоро́жное железнодоро́жную железнодоро́жных
неод. железнодоро́жный железнодоро́жные
Тв. железнодоро́жным железнодоро́жным железнодоро́жной железнодоро́жною железнодоро́жными
Пр. железнодоро́жном железнодоро́жном железнодоро́жной железнодоро́жных
Кратк. форма железнодоро́жно железнодоро́жна железнодоро́жны

железнодоро́жный

Прилагательное, тип склонения по классификации А. Зализняка — 1*a.

Корень: -желез-; суффикс: ; интерфикс: -о-; корень: -дорож-; суффикс: ; окончание: -ый[Тихонов, 1996].

ПроизношениеПравить

ЭтимологияПравить

Происходит от ??

Фразеологизмы и устойчивые сочетанияПравить

ПереводПравить

Список переводов
  • Абхазскийab: аихамҩатә
  • Английскийen: railway, railroad
  • Польскийpl: kolejowy
  • Французскийfr: ferroviaire (fr) м./ж.
Для улучшения этой статьи желательно:
  • Добавить синонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить гиперонимы в секцию «Семантические свойства»
  • Добавить сведения об этимологии в секцию «Этимология»

Используемые источники:

  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/20200
  • https://ru.m.wiktionary.org/wiki/железнодорожный

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий