Солотчинский монастырь

16_Солотча-Монастырь-вид-с-востока-300x214.jpg Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь Основан в 1390 году благоверным князем Олегом Рязанским.

Солотчинский Рождества Богородицы монастырь был основан в конце XIV столетия в 18 верстах от г. Рязани на высоком берегу речки Солотчи вблизи впадения ее в Оку.

В 1390 году великий князь Рязанский Олег Иванович, обозревая свои княжеские владения, прибыл на берег речки Солотчи, на то место, где она впадала в древности в реку Оку. Здесь он нашел двух иноков-отшельников Василия и Евфимия, живших с братией в деревянных кельях и отправляющих Божию службу в деревянной церкви. Князь Олег возвестил им свое намерение устроить монастырь в гораздо лучшем и прочном виде.

После сооружения благовер15_Солотча-1901-Монастырь--300x180.jpgным князем в Солотчинском монастыре двух церквей — Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы — святая обитель стала называться Домом Пресвятой Богородицы.

Благоверный князь так возлюбил Солотчинский монастырь, стоящий на возвышенном берегу речки Солотчи и окруженный густым лесом, что не жалел своих сокровищ на его благоукрашение. Воздвигая в монастыре храмы и кельи для монашествующих, он в тоже время жаловал монастырю движимое и недвижимое имущество.

Пример благоверного князя Олега сильно подействовал на его детей, внуков и все последующие его поколения пока существовало Рязанское княжество. Каждый из них считал для себя священной обязанностью быть жертвователем в Солотчинский монастырь.

Вскоре, по устроении монастыря, князь принимает в нем иноческий постриг с именем Ионы, не оставив впрочем, княжеского сана. Продолжая заниматься делами своего княжения, он периодически уединяется в Солотчинский монастырь.

Скончался князь-инок 5 июня 1402 года, будучи 65 лет от роду, имея за плечами более 50 лет княжения. Пред кончиной своей он принял схиму с именем Иоаким.

Останки его и его супруги великой княгини Евфросинии, принявшей монашество с именем Евпраксии в устроенном ею Зачатьевском монастыре, в трех верстах от Солотчинского, были положены в каменном гробе в Солотчинском монастыре в храме Покрова Пресвятой Богородицы.

В 1768 году река Солотча подмыла обрывистый берег, обрушив часть стен и старый Покровский храм. Но по милости Божией останки князя-схимника и княгини-схимницы были с дозволения Святейшего Синода перенесены в соборный храм Рождества Пресвятой Богородицы.

До октябрьского переворота в монастыре хранилась кольчуга благоверного князя. Ныне она находится в Рязанском историко-архитектурном музее заповеднике. Кольчуга князя составлена из железных колец и весит 6,56 кг. Этот «панцирь» он носил 12 лет под одеждой вместо вериг.

Многие богомольцы притекали к захоронению князя Олега Рязанского. Считалось, что более всего ходатайство благоверного князя пред Престолом Божиим помогает при эпилепсии и пьянстве. Помолившись, страждущие возлагали кольчугу на себя, и Господь даровал им исцеление.

Вскоре после основания монастырь становится одним из самых влиятельных и известных на Рязанской земле.

Около 1450 года великий князь Рязанский Иван Феодорович воздвигает в Солотчинском монастыре каменный с трапезою большой храм в честь святого, новоявленного тогда чудотворца Митрополита Алексея. Храм был разобран в середине XIX столетия по ветхости.

Согласно составленной в 1636 году Патриархом Иоасафом «лествице власти», обитель занимала 34 место среди 700 российских монастырей.

Затем, до конца XVII века, монастырь переживал некоторый упадок, однако с 1688г., когда его настоятелем стал архимандрит Игнатий (Шангин), строительство в нем активизировалось, и к концу этого столетия был возведен великолепный ансамбль зданий в стиле нарышкинского барокко. Предположительно автором построек был Яков Бухвостов.

Большая двухэтажная церковь во имя Сошествия Святого Духа с трапезной палатой имела тогда единствен¬ный аналог — трапезную Патриаршего подворья Московского Кремля. Раньше в трапезную палату снизу вела широкая, торжественно оформленная лестница, без которой дворцовый облик постройки несколько угас. На всех четырех сторонах храма расположен пояс из полихромных рельефных изразцов с изображениями шестикрылых Херувимов, сохранившийся до настоящего времени. В нижнем этаже церкви был устроен храм во имя преподобных отцов Онуфрия Великого и Петра Афонского.

Необычна по своему облику и надвратная Иоанно-Предтеченская церковь. В 1958 году в стене этого храма был обнаружен тайник, из которого извлекли листок с надписью, гласившей, что закладка храма происходила «в лето 7203 июля в 4 день». По современному летоисчислению эта дата соответствует 1695 году. Основной декор Предтеченской церкви — полихромные рельефные изразцы. Храмы, украшенные изразцами, встречаются на Руси не так уж редко. Но в Солотчинской церкви мы видим не орнаментные мотивы, а четыре крупных панно с изображениями Евангелистов.

В XVII веке в монастыре процветала иконописная школа, в ней учился, будучи подростком, ставший известным рязанский иконописец Николай Шумов, основатель Дивеевской иконописной мастерской. Архив монастыря хранил множество исторических документов, относящихся к XV — XVII векам.

Внутреннее пространство обители украшал яблоневый сад.

В эти годы монастырь являлся крупнейшим землевладельцем на Рязанской земле. Ему принадлежало 12 тысяч десятин пахотной земли (более 8200 гектаров) и около 35 тысяч десятин лесных угодий, озера с рыбными и бобровыми ловлями, многочисленные мельницы и пасеки. Обитель имела дворы и воскобойню в Переяславле Рязанском и собственное подворье в Москве.

В 1867 году при настоятеле архимандрите Герасиме была возобновлена церковь Рождества Пресвятой Богородицы.

В 1920 году Солотчинский монастырь был закрыт. Здания частично разрушены, храмы изуродованы, многие святыни погибли. Цветущая обитель превратилась в колонию для малолетних преступников. В храме Рождества Пресвятой Богородицы располагался склад, а в храме Святого Духа   клуб с кинозалом.

Княжеские мощи в 1923 г. были изъяты и переданы в Рязанский губернский музей, откуда в 1990 г. были перенесены в Иоанно-Богословский монастырь. В 2001г. рака с мощами благоверного князя Олега Рязанского была препровождена в Солотчинский монастырь, ставший к тому времени женским. Ныне в раке пребывает честная глава великого князя, от которой наблюдается необычное благоухание и мироточение.

В 1994 году Солотчинский монастырь был возрожден как женский. Ныне восстановлены: храм Святого Духа и храм Рождества Пресвятой Богородицы, двухэтажный сестринский корпус, монастырская ограда, построен Архиерейский корпус. В монастыре имеется подсобное хозяйство (животноводство, птицеводство).

Стараниями игуменьи Варвары (Самариной) и силами насельниц удалось залечить раны, нанесенные обители, и хотя много еще предстоит потрудиться, чтобы хотя бы приблизиться к былому великолепию, все же сохраненные храмы и постройки образуют прекрасный архитектурный ансамбль.

Именно в таких тихих обителях, как в Солотчинской Рождества Пресвятой Богородицы, лучше всего чувствуется русская старина и особый неповторимый монашеский дух.

Мир и благодатная тишина сходят в душу каждого, кто хотя бы ненадолго пришел в обитель, чтобы помолиться Пречистой Богородице, вдохнуть здешний благодатный и чистый воздух. А потом с новыми силами вернуться в обычную многотрудную жизнь…

Мы приглашаем всех желающих посетить это святое место, помочь возрождению обители Рождества Пресвятой Богородицы, потрудиться во Славу Божию.

Предыдущий пост | Следующий пост

Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь

В 1390 году великий князь Рязанский Олег Иванович, обозревая свои княжеские владения, прибыл на берег речки Солотчи, на то место, где она впадала в древности в реку Оку. Здесь он нашел двух иноков-отшельников Василия и Евфимия, живших с братией в деревянных кельях и отправляющих Божию службу в деревянной церкви. Князь Олег возвестил им свое намерение устроить монастырь в гораздо лучшем и прочном виде.Здесь главная площадь поселка Солотчи.И Ленин такой молодой. Раньше памятник стоял где-то в Рязани. В народе памятник называют «Ленин уходит в женский монастырь». Он и правда шагает по направлению к нему )))

Крепостная стена у монастыря высокая.После сооружения благоверным князем в Солотчинском монастыре двух церквей — Покрова и Рождества Пресвятой Богородицы — святая обитель стала называться Домом Пресвятой Богородицы.Благоверный князь так возлюбил Солотчинский монастырь, стоящий на возвышенном берегу речки Солотчи и окруженный густым лесом, что не жалел своих сокровищ на его благоукрашение. Воздвигая в монастыре храмы и кельи для монашествующих, он в тоже время жаловал монастырю движимое и недвижимое имущество.Пример благоверного князя Олега сильно подействовал на его детей, внуков и все последующие его поколения пока существовало Рязанское княжество. Каждый из них считал для себя священной обязанностью быть жертвователем в Солотчинский монастырь.Церковь Святого Духа. Вид с алтарной части.Собор Рождества Богородицы.
Храмы монастыря:1. Собор Рождества Пресвятой Богородицы2. Церковь Сошествия Святого Духа3. Церковь св. Иоанна ПредтечиДругие постройки монастыря:4. Келейный корпус (XVII-XVIII вв.)5. Настоятельский корпус (XVIII в.)6. Монастырская постройка7. Монастырская постройка8. Монастырская постройка9. Ограда и стены (XVII в.)10.Стены и башни ограды (XVIII в.)
Колокольня церкови Святого Духа.
Собор Рождества Богородицы.
Купола собора Рождества Богородицы.
Церковь Святого Духа внутри.
Яблочки еще висят, хотя птички их клюют потихоньку.
Корпуса братских келий и настоятеля были построены в конце 17 в., а теперь восстановлены.При Советской власти здесь была гостиница, где снимал номер, бывшую келью, писатель А. Солженицын. В Рязани он преподавал астрономию, а здесь писал роман «Один день Ивана Денисовича».
Вокруг монастырская набережная. Вид на высокий берег Оки.
Надвратная церковь Святого Иоанна Предтечи.Что-то строится. Наверное дом для паломников.
До октябрьского переворота в монастыре хранилась кольчуга благоверного князя Олега Рязанского. Кольчуга князя составлена из железных колец и весит 6,56 кг. Этот «панцирь» он носил 12 лет под одеждой вместо вериг.Сейчас она находится в Рязанском историко-архитектурном музее заповеднике.На этом всё. От санатория Старица до этого места около 2 км.Buy for 40 tokens

Journal information

  • Current price40 LJ Tokens
  • Social capital
  • Friends of
  • Duration12 hours
  • Minimal stake40 LJT
  • Rules
  • View all available promo

</span>ПРОМО СВОБОДНО! Добро пожаловать! Мое ПРОМО стоит всего 40 жетонов + всегда стараюсь зайти и написать коммент человеку взявшему мое промо. Некоторые мои избранные посты

Профиль

ПАВ

Календарь

March 2021
S M T W T F S
  1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31      

View All Archives

Ссылки

Categories

View my Categories page Powered by LiveJournal.comDesigned by

Монастырь
Солотчинский Рождества Богородицы женский монастырь
Вид Солотчинского монастыря
54°47′26″ с. ш. 39°49′58″ в. д.
Страна  Россия
Город Рязань, Солотча
Конфессия Русская Православная Церковь
Епархия Рязанская епархия Рязанской митрополии
Тип общежитейный
Основатель Олег Рязанский
Первое упоминание 1390
Дата основания 1390
Здания
Храм Святого Духа • Храм Рождества Пресвятой Богородицы
Реликвии и святыни Мощи Олега Рязанского
Настоятель игуменья Анимаиса (Данилова)
Статус  ОКН
Состояние действующий
 Медиафайлы на Викискладе

Соло́тчинский Рождества́ Богоро́дицы же́нский монасты́рь — крупнейший на Рязанской земле памятник архитектуры нарышкинского барокко. Расположен в курортном районе Солотча на берегу одноимённой реки в Советском округе города Рязани.

История

Основан в 1390 году Великим князем Олегом Ивановичем Рязанским на высоком берегу реки Старицы, при впадении в неё реки Солотчи. Долгое время монастырь являлся северным форпостом Переяславля-Рязанского. Легенда гласит, что на основание монастыря князя сподвигла встреча с двумя отшельниками — Василием и Евфимием — на берегу Солотчи[1].

До самой кончины Олег Рязанский непрестанно заботился о монастыре, здесь же впоследствии принял иноческий сан и был похоронен. Его сын Фёдор Ольгович, внук Иван Фёдорович, а также последующие рязанские князья и княгини щедро жертвовали на благоустройство и украшение монастыря.

В начале XV века в монастыре был похоронен Салахмир, родоначальник знатных рязанских фамилий Вердеревских, Апраксиных, Дувановых[a].

В 1552 году в Солотчинском монастыре останавливались войска Ивана Грозного, которые шли на покорение Казани. В 1618 году Солотчинский монастырь подвергся опустошительному нападению войск польского королевича Владислава и запорожского гетмана Петра Сагайдачного.

Новый расцвет пришёлся на конец XVII века и был связан с деятельностью архимандритаИгнатия (Шангина). Именно при нём обитель приобрела нынешний вид. Согласно введённым при секуляризационной реформеЕкатерины II в 1764 году монастырским штатам, обитель была причислена ко второму классу монастырей[1]. В 1768 году река Ока размыла обрывистый берег, из-за чего обрушилась часть стен и Покровский храм монастыря. 12 мая 1827 года архимандритом был поставлен Иларий Иродионов, который пробыл в этой должности около семи лет и за это время «значительно обогатил и обстроил» монастырь[3].

В 1917 году монастырь был закрыт советской властью, в нём находилась колония для несовершеннолетних преступников. Впоследствии архитектурный комплекс монастыря вошёл в состав Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника. В 1960-х годах началась реставрация зданий.

Архитектура

Надвратная церковь Святого Иоанна Предтечи, церковь Святого Духа и собор Рождества Богородицы.

Первым храмом монастыря была деревянная Покровская церковь, где были погребены князь Олег Иванович Рязанский и его супруга Ефросиния. В середине XVI века в память о походе Ивана Грозного на Казань была выстроена каменная церковь Святого Алексея, митрополита Московского. Однако до настоящего времени эти здания не сохранились — Покровская церковь, стоявшая на обрыве, была утрачена в конце XVIII века во время обвала берега. Церковь святителя Алексея была разобрана в XIX веке по причине ветхости здания.

До наших дней сохранились три храма монастыря. Надвратная церковь Иоанна Предтечи (1695 года), построенная при архимандрите Игнатии Шангине, Святодуховская церковь с трапезной палатой (1688—1689). Эти сооружения в стиле нарышкинского барокко предположительно построены по проекту архитектора Якова Бухвостова. Кроме церквей на территории монастыря находятся Настоятельный корпус XVII века, пятиглавый Рождественский собор (1691 год), и крепостные стены (1688 год).

Над созданием изразцовых украшений надвратной церкви работал Степан Полубес, известный по работам в Новоиерусалимском и Иосифо-Волоколамском монастырях.

Галерея

  • Стены монастыря со стороны одноимённой площади в Солотче

  • Собор Рождества Богородицы

  • Фрагмент Надвратной церкви Святого Иоанна Предтечи

  • Надвратная церковь Святого Иоанна Предтечи (вид со стороны монастыря)

  • Церковь Святого Духа. Вид с алтарной части

  • Колокольня церкви Святого Духа

Комментарии

  1. В 2003 году при прорытии траншеи под водопровод на территории монастыря была найдена памятная плита Салахмира. 27 сентября 2010 года она была торжественно открыта, будучи вмонтирована во внутреннюю часть церкви Рождества Пресвятой Богородицы[2].

Примечания

  1. 12Добролюбов И. В. Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных. В 4 т.. — Зарайск: Тип. А. Н. Титовой, 1884. — Т. 1. — 363 с.
  2. Гераськин Ю.Загадка Мурзы Салахмира. Салахмир – Иван – монах Иосиф // Виноград : журнал. — № 1 (27). — 2009.
  3. Иларий (Иродионов или Ефимов) // Русский биографический словарь : в 25 томах. — СПб.М., 1896—1918.

Литература

  • Коновалов Д. А.Древняя обитель // Солотчинские были / Д. А. Коновалов; Худож. С. Епифанов. — М.: Московский рабочий, 1971. — С. 7-34. — 112 с. — 50 000 экз.

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 30 сентября 2020 в 14:38. Монастырь в Солотче, в 20 км от Рязани, относился к типу «княжеских» обителей, основанных светскими владыками. Основал монастырь Олег Ива́нович Рязанский, в схиме Иоаким — великий князь Рязанский с 1350 года. Монастырь являлся не только центром религиозной и культурной жизни, но и военной крепостью. Благодаря заботе рязанских князей, Солотчинскии монастырь стал одним из самых влиятельных и почитаемых в Рязанской земле и по всей Руси. Жена Олега Ивановича, Великая княгиня Ефросиния, рядом возвела Зачатьевский женский монастырь.Схема монастыряХрамы монастыря:1. Собор Рождества Пресвятой Богородицы2. Церковь Сошествия Святого Духа3. Церковь св. Иоанна ПредтечиДругие постройки монастыря:4. Келейный корпус (XVII-XVIII вв.)5. Настоятельский корпус (XVIII в.)6. Монастырская постройка7. Монастырская постройка8. Монастырская постройка9. Ограда и стены (XVII в.)10.Стены и башни ограды (XVIII в.)Храм Сошествия Святого Духа на апостолов с трапезной палатой – зимнийхрам Рождества Пресвятой Богородицы – летний,надвратная церковь Иоанна Предтечи, (об этих храмах я расскажу отдельно).Слева этот парадный участок территории ограничен высокой церковью святого Духа с трапезной палатой, справа – двумя низкими корпусами келий. В западной его части расположены хозяйственные здания начала XX в. Между церковью святого Духа и Святыми воротами в XVIII в. стояли деревянные кельи настоятеля, за которыми в южной части монастыря располагался сад. Небольшой сад был еще у северо-восточного прясла стены около главных ворот. За северной стеной монастыря, в которой и сейчас существуют старые ворота, находились когда-то конюшенный и скотный дворы.Все сохранившиеся здесь каменные постройки, за исключением собора Рождества, созданы в конце XVII в., когда строительство в монастыре достигло наивысшего расцвета. Возведенные тогда трапезная палата с церковью святого Духа, крепостные стены, церковь Иоанна Предтечи и корпуса келий составляют вместе с другими древними сооружениями, теперь уже несуществующими, интереснейший ансамбль.Каменная ограда Солотчинского монастыря была построена не сразу. С восточной и южной стороны каменные стены с тремя башнями и Святыми воротами заменили деревянные в 1694-98 гг., а с западной и северной, из-за отсутствия средств, только в 1741- 45 гг. В середине XIX в. западная башня обрушилась вместе с откосом.Стены с внутренней стороны монастыря представляют собой систему ложных арок, поддерживающих ходовую площадку и деревянное ограждение ее. Кирпичные столбы, стоящие на ходовой площадке, несут конструкцию деревянной кровли. По углам восточной стены стоят круглые башни с маленькими окнами в виде узких бойниц. К башням и надвратной церкви Иоанна Предтечи ведут внутристенные, тоже каменные, лестницы, расположенные в пряслах стен.Ближе к угловой северо-восточной башне сохранились еще одни ворота XVII в. (1696). С внешней стороны ограды они имеют декор из ширинок, профилированных тяг и узорчатого фриза из квадратных кирпичей. Недавно восстановленные деревянные кровли очень повысили художественную выразительность всех памятников этого прекрасного ансамбля.

Корпуса братских келий и настоятеля, стоящие в северной части монастыря несмотря на все искажения от позднейших ремонтов, которым они подвергались, являются интересными зданиями гражданской архитектуры конца XVII в. Братские кельи состоят из двух типовых блоков; в каждом из них имеются сени, по сторонам которых размещаются кельи.
Широкие лопатки на фасадах корпусов соответствуют внутренним поперечным стенам. Кельи освещаются с двух противоположных фасадов. На главном, южном фасаде расположены окна с кирпичными наличниками. Их своеобразные полуколонки с перехватами объединены подоконными тягами, а вверху-карнизами с кирпичными же фронтончиками. Последние врезаются в венчающий карниз, усложняя этим его форму. Входы в сени располагаются в лоджиях. Их деревянные навесы с поздними фронтоками поддерживаются простыми деревянными столбами, которых в XVII- XVIII вв. не было.
У стены монастыря, снаружи, со стороны монастырской площади — скромная могила погибшего в 1927 году комсомольца.Погуляем по монастырю и, заодно, заглянем в глубь Истории, чтобы лишний раз удивиться ее непредсказуемости.В новом монастыре князь Олег Ива́нович Рязанский строит два храма в честь Божией Матери, после чего обитель стала называться Домом Пречистой Богородицы. Князь-инок, приняв схиму, скончался 5 июля 1402 года в возрасте 65 лет, имея за плечами более 50 лет княжения. Был похоронен вместе со своей супругой в Солотчинской обители. В 1402 г., «месяца июля в пятый день, преставился князь велики Олег Ивановичь Рязаньский во иноцех и схиме, нареченный в святом крещении Иаков, а в мнишеском чину Иаким, и положен бысть в его отчине и дедине на Рязани, за Окою-рекою, в монастыри его глоголемом Солотчша. И иде сын его князь Федор во Орду ко царю Шадибеку з дары и со многою честию, възвещаа ему отца своего Олга Ивановича смерть; и пожалова его царь, даде ему отчину его и дедину великое княжение Рязанское улус свой и отпусти его. Он же пришед из Орды в свою землю и сяде на отчине своей и дедине, на великом княжении Рязаньском».По смерти, Олег положен был в иссеченном каменном гробе в Покровском набережном Солотчи речки храме (я еще вернусь к истории останков великого князя, когда буду рассказывать о соборе Рождества Пресвятой Богородицы). Подле Олега, в том же гробе положена была и супруга его в. княгиня Евфросиния, в иночестве Евпраксия, скончавшаяся, по летописям, 1405 г. 5 декабря, а по Татищеву – 1406 г. в тот же день декабря, в субботу. Постригшись, она имела жительство в Солотчинском же Зачатейском женском монастыре, расстоянием от мужского на версту с несколькими саженями, около той же речки Солотчи, к востоку, где теперь стоит село Солотча. Инокини Зачатейского монастыря в 1682 г. сведены в Аграфенину Рязанскую пустынь, и монастырь упразднен.Вел. кн. Олег Рязанский и вел. кн-ня Евфросинья Ряз. худ. музейПокровская церковь была сооружена над гробницами князя Олега Ивановича и его жены, по-видимому, в первой половине XV в. Датировка ее основана не столько на том, что князь Олег умер в 1402 г., а княгиня Евфросинья в 1406 г., сколько на краткой характеристике этой церкви, данной в описи: „под колоколы … каменная вверх» . .. „восьмериком», то есть столпообразная, со звоном наверху. Такие храмы „под колоколы» строились на Руси в XV в., например церковь святого Духа в Троице-Сергиевой лавре в Загорске.Святые Борис и Глеб. Рельеф из Солотчинского монастыря. Старая Рязань. Шифер. XIII в. Рязань, Краеведческий музейИзвестно, что в 1680 году в московском Чудовом монастыре были куплены за большие по тем временам деньги (90 рублей) башенные часы, которые установили на колокольне Покровской церкви. Церковь располагалась у самого обрыва к реке, с северной стороны существующего сейчас каменного настоятельского корпуса XVII в. В 1768 г часть стены ушла в воду, а храм накренился. Около суток он держался на самом краю отвесного берега. За это время успели снять колокола, вынести иконы и церковную утварь. Но самое главное — монахи спасли раку с мощами святого князя Олега и княгини Евфросинии. После этого здание рухнуло с обрыва и скрылось под водой. На плане монастыря в этом месте показана целая система креплений откоса, устроенных, очевидно, после обвала и разборки руин церкви.До октябрьского переворота в монастыре хранилась кольчуга Олега Рязанского. Кольчуга Олега составлена из железных колец и весит 7,26 кг. Этот «панцирь», который он носил 12 лет под одеждой вместо вериг, легла тяжелым железным покровом на его гробницу. Многие богомольцы притекали к захоронению князя Олега Рязанского. Считалось, что более всего ходатайство князя Олега пред Престолом Божиим помогает при эпилепсии и пьянстве.Кольчуга вел. кн. Олега Рязанского Ряз. худ. музейТо, что Олег Иванович до своих последних дней, находясь в монастыре, носил под власяницей кольчугу, говорит скорее не о раскаянии, а о том, что князь, даже находясь в монастыре, боялся за свою жизнь. Тем не менее, он погиб через очень небольшой срок после своего пострижения. Возможно, причиной гибели великого князя могло стать то обстоятельство, что к началу XV в. Олег Иванович был, пожалуй, единственным великим князем, успешно противостоявшим политике объединения русских земель любой ценой, которую проводили Василий Дмитриевич с Киприаном. И этой своей успешностью, наглядно демонстрировавшей, что можно жить, не подчиняясь ни Москве, ни Литве, — этим он был опасен митрополиту Киприану, московскому и литовскому великим князьям. Конечно, это только ничем не доказанные подозрения, но убить в монастыре Олега, носившего под одеждой кольчугу, могли только монахи. («Электронный журнал «История»»)В 1550 г через монастырь прошли на Казань войска Ивана Грозного. Чуть позднее, в третьей четверти XVI века, в честь победы над Казанским ханством в Солотчинской обители была сооружена Алексеевская церковь. В XIX веке она обветшала, и в 1847 году ее разобрали, пустив камни на строительство приходской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в Солотче.В XVII веке в монастыре процветала иконописная школа. Архив монастыря хранил множество ценных исторических документов, особенно относящихся к XVII веку. Не могу отказать себе в удовольствии перечислить малую часть документов, живых свидетелей нашей истории: Грамоты, памяти, промемории, указы Каменного, Монастырского, Патриарших, Стрелецкого и др. приказов, Синода, Московской губернской канцелярии, рязанских митрополитов и Рязанской духовной консистории, Жалованные грамоты на вотчины и льготы монастырю рязанского вел. кн. Олега Ивановича, Ивана IV, Федора Алексеевича. Книги приходные, приходо-расходные. Росписи, списки крестьянских дворов, даточных людей, стрельцов , крестьян, монастырских угодий, личного состава монастыря, рязанских митрополичьих детей боярских и служителей , гостей монастыря на праздник Преображения. Послужные списки личного состава монастыря. Ведомости о владениях и доходах монастыря. Дела уголовные и гражданские духовенства, монастырских крестьян; о земельных спорах монастыря с крестьянами, помещиками и др. монастырями; дела и документы о строительстве засек, о строительных работах в монастыре (в т. ч. о поставках извести, камня, леса, изготовлении кузнечных изделий и кирпича, покупке изразцов работы С. Полубеса); о сыске беглых крестьян, раскольников, солдат; о неповиновении.Жизнь Солотчинского монастыря в XVIII — XIX веках ничем особенным не знаменита. Было здесь обширное хозяйство с конюшенным и скотным дворами. Въ свое время монастырь былъ владельцемъ многихъ вотчинъ и угодій; въ 1744 г. имѣлъ до 5.432 душъ крестьянъ. Въ 1723—29 гг. монастыремъ управлялъ архим. Софроній Лихудъ, знаменитый деятель просвещенія при царе Феодоре Алексеевиче.Теперь монастырь владеетъ 310 дес. земли и получаетъ изъ казны 1249 р. 7 коп. Архимандритъ. Монаховъ и послушниковъ 14. ( Денисов Л.И., Православные монастыри Российской империи,1908 г., изд. А.Д. Ступина).В Сенатской книге 1784 г есть документы, говорящие о том, что на территории монастыря существовал княжеский дворец Олега Ивановича. После передачи в 1730-х гг. монастырских имуществ в ведомство Коллегии экономии, обитель пришла в полный упадок, в связи с чем архимандриты многократно обращались к государственным и церковным властям с просьбой о денежных ссудах. В 1783 году генерал-губернатор Рязанского наместничества М.Ф. Каменский обратился в правительствующий Сенат с просьбой об ассигнованиях на укрепление берега под Солотчинским монастырем.В числе необходимых документов был представлен план с изображением всех монастырских построек и проектом системы береговых креплений, выполненный Рязанским губернским архитектором И.Г. Сулакадзевым. Список включает 32 пункта, в числе которых следующие: «№18 — церковь Алексея митрополита Московского, которая была прежде домовой благоверного и великого князя Олега Ивановича Рязанского, №19 — при оной церкви прежде был покой, в котором жил вел. князь Олег, ныне тот покой обращен в теплую церковь, а прежняя зделана алтарем. №20 — покой, в котором для князя печение хлебов производилось, №21 — покои для бывших князя служителей».Кто-то рассказывал, что на территории монастыря был старый склеп. Недалеко от ограды, в кустах я нашла следы этого склепа.После 1917 году монастырь был закрыт, а цветущая обитель превратилась в колонию для малолетних преступников.В 1993 году Солотчинский монастырь был возрожден как женский. Стараниями настоятельницы игумении Варвары (Самариной) и насельниц обитель преобразилась. Вновь здесь звучит молитва, возрождается монашеская жизнь. Престольный праздник – Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября.
http://rccam.livejournal.com/39405.htmlhttp://russian-church.ru/viewpage.php?cat=ryazan&page=13

Posted on Apr. 9th, 2012 at 05:08 pm |Link|Leave a comment|11 comments||Flag

Монастырь в Солотче, в 20 км от Рязани, относился к типу «княжеских» обителей, основанных светскими владыками. Основал монастырь Олег Ива́нович Рязанский, в схиме Иоаким — великий князь Рязанский с 1350 года. Монастырь являлся не только центром религиозной и культурной жизни, но и военной крепостью. Благодаря заботе рязанских князей, Солотчинскии монастырь стал одним из самых влиятельных и почитаемых в Рязанской земле и по всей Руси. Жена Олега Ивановича, Великая княгиня Ефросиния, рядом возвела Зачатьевский женский монастырь.0_779ff_19e3e48f_XXL.jpgСхема монастыря0_77980_9d8e2ac_L.jpgХрамы монастыря:1. Собор Рождества Пресвятой Богородицы2. Церковь Сошествия Святого Духа3. Церковь св. Иоанна ПредтечиДругие постройки монастыря:4. Келейный корпус (XVII-XVIII вв.)5. Настоятельский корпус (XVIII в.)6. Монастырская постройка7. Монастырская постройка8. Монастырская постройка9. Ограда и стены (XVII в.)10.Стены и башни ограды (XVIII в.)Храм Сошествия Святого Духа на апостолов с трапезной палатой – зимний0_779fd_9aa21802_XXL.jpgхрам Рождества Пресвятой Богородицы – летний,0_77a0d_e9d7b65e_XXL.jpgнадвратная церковь Иоанна Предтечи, (об этих храмах я расскажу отдельно).0_77a1a_4ec0deec_XXL.jpgСлева этот парадный участок территории ограничен высокой церковью святого Духа с трапезной палатой, справа – двумя низкими корпусами келий. В западной его части расположены хозяйственные здания начала XX в. Между церковью святого Духа и Святыми воротами в XVIII в. стояли деревянные кельи настоятеля, за которыми в южной части монастыря располагался сад. Небольшой сад был еще у северо-восточного прясла стены около главных ворот. За северной стеной монастыря, в которой и сейчас существуют старые ворота, находились когда-то конюшенный и скотный дворы.0_779eb_38cbd806_XXL.jpgВсе сохранившиеся здесь каменные постройки, за исключением собора Рождества, созданы в конце XVII в., когда строительство в монастыре достигло наивысшего расцвета. Возведенные тогда трапезная палата с церковью святого Духа, крепостные стены, церковь Иоанна Предтечи и корпуса келий составляют вместе с другими древними сооружениями, теперь уже несуществующими, интереснейший ансамбль.0_779ec_770a75f_XXL.jpgКаменная ограда Солотчинского монастыря была построена не сразу. С восточной и южной стороны каменные стены с тремя башнями и Святыми воротами заменили деревянные в 1694-98 гг., а с западной и северной, из-за отсутствия средств, только в 1741- 45 гг. В середине XIX в. западная башня обрушилась вместе с откосом.0_779ee_b6c5440d_XL.jpgСтены с внутренней стороны монастыря представляют собой систему ложных арок, поддерживающих ходовую площадку и деревянное ограждение ее. Кирпичные столбы, стоящие на ходовой площадке, несут конструкцию деревянной кровли. По углам восточной стены стоят круглые башни с маленькими окнами в виде узких бойниц. К башням и надвратной церкви Иоанна Предтечи ведут внутристенные, тоже каменные, лестницы, расположенные в пряслах стен.Ближе к угловой северо-восточной башне сохранились еще одни ворота XVII в. (1696). С внешней стороны ограды они имеют декор из ширинок, профилированных тяг и узорчатого фриза из квадратных кирпичей. Недавно восстановленные деревянные кровли очень повысили художественную выразительность всех памятников этого прекрасного ансамбля.

Корпуса братских келий и настоятеля, стоящие в северной части монастыря несмотря на все искажения от позднейших ремонтов, которым они подвергались, являются интересными зданиями гражданской архитектуры конца XVII в. Братские кельи состоят из двух типовых блоков; в каждом из них имеются сени, по сторонам которых размещаются кельи.
Широкие лопатки на фасадах корпусов соответствуют внутренним поперечным стенам. Кельи освещаются с двух противоположных фасадов. На главном, южном фасаде расположены окна с кирпичными наличниками. Их своеобразные полуколонки с перехватами объединены подоконными тягами, а вверху-карнизами с кирпичными же фронтончиками. Последние врезаются в венчающий карниз, усложняя этим его форму. Входы в сени располагаются в лоджиях. Их деревянные навесы с поздними фронтоками поддерживаются простыми деревянными столбами, которых в XVII- XVIII вв. не было.
У стены монастыря, снаружи, со стороны монастырской площади — скромная могила погибшего в 1927 году комсомольца.Погуляем по монастырю и, заодно, заглянем в глубь Истории, чтобы лишний раз удивиться ее непредсказуемости.В новом монастыре князь Олег Ива́нович Рязанский строит два храма в честь Божией Матери, после чего обитель стала называться Домом Пречистой Богородицы. Князь-инок, приняв схиму, скончался 5 июля 1402 года в возрасте 65 лет, имея за плечами более 50 лет княжения. Был похоронен вместе со своей супругой в Солотчинской обители. В 1402 г., «месяца июля в пятый день, преставился князь велики Олег Ивановичь Рязаньский во иноцех и схиме, нареченный в святом крещении Иаков, а в мнишеском чину Иаким, и положен бысть в его отчине и дедине на Рязани, за Окою-рекою, в монастыри его глоголемом Солотчша. И иде сын его князь Федор во Орду ко царю Шадибеку з дары и со многою честию, възвещаа ему отца своего Олга Ивановича смерть; и пожалова его царь, даде ему отчину его и дедину великое княжение Рязанское улус свой и отпусти его. Он же пришед из Орды в свою землю и сяде на отчине своей и дедине, на великом княжении Рязаньском».По смерти, Олег положен был в иссеченном каменном гробе в Покровском набережном Солотчи речки храме (я еще вернусь к истории останков великого князя, когда буду рассказывать о соборе Рождества Пресвятой Богородицы). Подле Олега, в том же гробе положена была и супруга его в. княгиня Евфросиния, в иночестве Евпраксия, скончавшаяся, по летописям, 1405 г. 5 декабря, а по Татищеву – 1406 г. в тот же день декабря, в субботу. Постригшись, она имела жительство в Солотчинском же Зачатейском женском монастыре, расстоянием от мужского на версту с несколькими саженями, около той же речки Солотчи, к востоку, где теперь стоит село Солотча. Инокини Зачатейского монастыря в 1682 г. сведены в Аграфенину Рязанскую пустынь, и монастырь упразднен.Вел. кн. Олег Рязанский и вел. кн-ня Евфросинья Ряз. худ. музейПокровская церковь была сооружена над гробницами князя Олега Ивановича и его жены, по-видимому, в первой половине XV в. Датировка ее основана не столько на том, что князь Олег умер в 1402 г., а княгиня Евфросинья в 1406 г., сколько на краткой характеристике этой церкви, данной в описи: „под колоколы … каменная вверх» . .. „восьмериком», то есть столпообразная, со звоном наверху. Такие храмы „под колоколы» строились на Руси в XV в., например церковь святого Духа в Троице-Сергиевой лавре в Загорске.Святые Борис и Глеб. Рельеф из Солотчинского монастыря. Старая Рязань. Шифер. XIII в. Рязань, Краеведческий музейИзвестно, что в 1680 году в московском Чудовом монастыре были куплены за большие по тем временам деньги (90 рублей) башенные часы, которые установили на колокольне Покровской церкви. Церковь располагалась у самого обрыва к реке, с северной стороны существующего сейчас каменного настоятельского корпуса XVII в. В 1768 г часть стены ушла в воду, а храм накренился. Около суток он держался на самом краю отвесного берега. За это время успели снять колокола, вынести иконы и церковную утварь. Но самое главное — монахи спасли раку с мощами святого князя Олега и княгини Евфросинии. После этого здание рухнуло с обрыва и скрылось под водой. На плане монастыря в этом месте показана целая система креплений откоса, устроенных, очевидно, после обвала и разборки руин церкви.До октябрьского переворота в монастыре хранилась кольчуга Олега Рязанского. Кольчуга Олега составлена из железных колец и весит 7,26 кг. Этот «панцирь», который он носил 12 лет под одеждой вместо вериг, легла тяжелым железным покровом на его гробницу. Многие богомольцы притекали к захоронению князя Олега Рязанского. Считалось, что более всего ходатайство князя Олега пред Престолом Божиим помогает при эпилепсии и пьянстве.Кольчуга вел. кн. Олега Рязанского Ряз. худ. музейТо, что Олег Иванович до своих последних дней, находясь в монастыре, носил под власяницей кольчугу, говорит скорее не о раскаянии, а о том, что князь, даже находясь в монастыре, боялся за свою жизнь. Тем не менее, он погиб через очень небольшой срок после своего пострижения. Возможно, причиной гибели великого князя могло стать то обстоятельство, что к началу XV в. Олег Иванович был, пожалуй, единственным великим князем, успешно противостоявшим политике объединения русских земель любой ценой, которую проводили Василий Дмитриевич с Киприаном. И этой своей успешностью, наглядно демонстрировавшей, что можно жить, не подчиняясь ни Москве, ни Литве, — этим он был опасен митрополиту Киприану, московскому и литовскому великим князьям. Конечно, это только ничем не доказанные подозрения, но убить в монастыре Олега, носившего под одеждой кольчугу, могли только монахи. («Электронный журнал «История»»)В 1550 г через монастырь прошли на Казань войска Ивана Грозного. Чуть позднее, в третьей четверти XVI века, в честь победы над Казанским ханством в Солотчинской обители была сооружена Алексеевская церковь. В XIX веке она обветшала, и в 1847 году ее разобрали, пустив камни на строительство приходской церкви в честь Казанской иконы Божией Матери в Солотче.В XVII веке в монастыре процветала иконописная школа. Архив монастыря хранил множество ценных исторических документов, особенно относящихся к XVII веку. Не могу отказать себе в удовольствии перечислить малую часть документов, живых свидетелей нашей истории: Грамоты, памяти, промемории, указы Каменного, Монастырского, Патриарших, Стрелецкого и др. приказов, Синода, Московской губернской канцелярии, рязанских митрополитов и Рязанской духовной консистории, Жалованные грамоты на вотчины и льготы монастырю рязанского вел. кн. Олега Ивановича, Ивана IV, Федора Алексеевича. Книги приходные, приходо-расходные. Росписи, списки крестьянских дворов, даточных людей, стрельцов , крестьян, монастырских угодий, личного состава монастыря, рязанских митрополичьих детей боярских и служителей , гостей монастыря на праздник Преображения. Послужные списки личного состава монастыря. Ведомости о владениях и доходах монастыря. Дела уголовные и гражданские духовенства, монастырских крестьян; о земельных спорах монастыря с крестьянами, помещиками и др. монастырями; дела и документы о строительстве засек, о строительных работах в монастыре (в т. ч. о поставках извести, камня, леса, изготовлении кузнечных изделий и кирпича, покупке изразцов работы С. Полубеса); о сыске беглых крестьян, раскольников, солдат; о неповиновении.Жизнь Солотчинского монастыря в XVIII — XIX веках ничем особенным не знаменита. Было здесь обширное хозяйство с конюшенным и скотным дворами. Въ свое время монастырь былъ владельцемъ многихъ вотчинъ и угодій; въ 1744 г. имѣлъ до 5.432 душъ крестьянъ. Въ 1723—29 гг. монастыремъ управлялъ архим. Софроній Лихудъ, знаменитый деятель просвещенія при царе Феодоре Алексеевиче.Теперь монастырь владеетъ 310 дес. земли и получаетъ изъ казны 1249 р. 7 коп. Архимандритъ. Монаховъ и послушниковъ 14. ( Денисов Л.И., Православные монастыри Российской империи,1908 г., изд. А.Д. Ступина).В Сенатской книге 1784 г есть документы, говорящие о том, что на территории монастыря существовал княжеский дворец Олега Ивановича. После передачи в 1730-х гг. монастырских имуществ в ведомство Коллегии экономии, обитель пришла в полный упадок, в связи с чем архимандриты многократно обращались к государственным и церковным властям с просьбой о денежных ссудах. В 1783 году генерал-губернатор Рязанского наместничества М.Ф. Каменский обратился в правительствующий Сенат с просьбой об ассигнованиях на укрепление берега под Солотчинским монастырем.В числе необходимых документов был представлен план с изображением всех монастырских построек и проектом системы береговых креплений, выполненный Рязанским губернским архитектором И.Г. Сулакадзевым. Список включает 32 пункта, в числе которых следующие: «№18 — церковь Алексея митрополита Московского, которая была прежде домовой благоверного и великого князя Олега Ивановича Рязанского, №19 — при оной церкви прежде был покой, в котором жил вел. князь Олег, ныне тот покой обращен в теплую церковь, а прежняя зделана алтарем. №20 — покой, в котором для князя печение хлебов производилось, №21 — покои для бывших князя служителей».Кто-то рассказывал, что на территории монастыря был старый склеп. Недалеко от ограды, в кустах я нашла следы этого склепа.После 1917 году монастырь был закрыт, а цветущая обитель превратилась в колонию для малолетних преступников.В 1993 году Солотчинский монастырь был возрожден как женский. Стараниями настоятельницы игумении Варвары (Самариной) и насельниц обитель преобразилась. Вновь здесь звучит молитва, возрождается монашеская жизнь. Престольный праздник – Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября.
http://rccam.livejournal.com/39405.htmlhttp://russian-church.ru/viewpage.php?cat=ryazan&page=13Используемые источники:

  • http://srbgm.cerkov.ru/istoriya/
  • https://pantv.livejournal.com/2253364.html
  • https://wiki2.org/ru/солотчинский_монастырь
  • https://vittasim.livejournal.com/47033.html
  • https://bellezza-storia.livejournal.com/112300.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий