Котельнич

Котельнич — пятый город Кировской области и главный железнодорожный узел региона.Когда едешь с запада, со стороны Шарьи, то довольно странно после глухих, совсем северных лесов северо-востока Костромской области видеть частые деревни и поля (пусть часто и зарастающие), которые начинаются в Шабалинском районе, километров за 80 до Котельнича.А после самого Котельнича начинается ядро Кировской области, где сосредоточено больше половины населения, расположены почти все крупнейшие города и более 70% индустриального потенциала региона.3. 0_16fb32_7d844145_XL.jpgВ этих местах с начала XII века существовал марийский городок Кокшаров — как и вся Вятка, эти места были заселены финно-угорскими племенами. В 1181 он был завоёван новгородцами и получил имя Котельнич; вообще, почти вся русская экспансия во внешний мир после завоевания большей части Руси монголами и до конца XV века была связана именно с жителями Новгородской земли. Отчасти — потому, что Новгород и Псков были меньше затронуты монгольским нашествием, отчасти из-за бедности почв на Северо-Западе Руси и связанного с этим большого количества не занятого в сельском хозяйстве мужского населения, свободного и предприимчивого.Котельнич вместе с сейчас несуществующим Никулицыным стал первым русским поселением на Вятской земле, сам Киров (тогда Хлынов) был основан несколько позже.К концу XVII века Котельнич было уже довольно большим поселением; в нём проживало более тысячи человек, проводилась Алексеевская ярмарка, со временем ставшая самой крупной на Вятке.Однако, статус города Котельнич получил только в 1780 году, в рамках екатерининских городских реформ; это произошло в один город с несколькими другими вятскими городами (Малмыжем, Нолинском, Орловом, Слободским и Яранском).В последующие десятилетия Котельнич был вполне рядовым уездным городом Российской империи; он выделялся разве что своим торговым оборотом. Положение несколько изменилось после 1905 г., когда через город прошла железная дорога Петербург — Вятка, соединившая столицу империи с Уралом и Сибирью.В 1926 г. город был уничтожен сильным пожаром, что было уже довольно редким явлением по тем временам; несмотря на этот пожар и на не слишком большое внимание советской власти к архитектурным памятникам прошлого, в Котельниче сохранилось несколько дореволюционных зданий.4. 0_16fa51_4f58a1d6_XL.jpgЕсть несколько более-менее сохранившихся улиц в центре:5. Прежде всего — главная Советская улица, восточнее переходящая в дорогу на Киров:6. 7. Никольская церковь 1903 г.:8. Гостиный двор 1856 г. — видимо, старейшее сохранившееся здание в городе, малость перестроенное:9. Пара зданий в конструктивистском стиле, что довольно редко можно увидеть в районном центре — но Котельнич всё же как раз в те годы восстанавливали после сильного пожара:10. Но главная достопримечательность Котельнича — это, конечно, динозавры. Вблизи города было обнаружено огромное количество ископаемых пермского периода — одно из крупнейших подобных «месторождений» в мире. Посреди города есть динопарк с огромными скульптурами ящеров:11. Пусть этот самый Динопарк и не выполнен на самом высоком современном уровне, но для районного центра в бедном регионе это уже круто и необычно.Ещё в городе есть филиал кировского Вятского палеонтологического музея, что уже совсем круто (палеонтологические музеи в России кроме Москвы, Кирова и Котельнича есть ещё только в Томске, амурском Благовещенске и селе Ундоры Ульяновской области.Впрочем, я не был ни в кировском, ни в котельничском палеонтологических музеях и не могу ничего о них сказать.А вообще — по вятской традиции — в Котельниче всё неплохо с музеями. Конечно, есть ещё краеведческий в одном из немногих исторических зданий. Ещё есть Вятский музей фотографии (который, судя по всему закрыт), ещё есть музей истории потребительской кооперации в Кировской области и музей учительской славы при школе №1 (но их можно посетить только по предварительной договорённости).Кроме Динопарка, в Котельниче есть просто городской парк, гордо именующийся Городским садом:12. Совершенно обычно-показательный для райцентра.13. Ещё, конечно, нельзя забывать об обычном для Вятки ощущения машины времени.14. это 1950-е, но как если бы на Союз вдруг обрушилась атомная война:15. И вдруг булыжная мостовая:16. В целом — городок приятный, не такой интересный как Киров, Слободской или Яранск, но заметно интереснее среднего вятского городка.17. 18. 19. 20. Западнее железной дороги, где находится примерно 80% города — конструктивистский универмаг, Городской сад и основные спальные районы Котельнича:21. Тут не очень прижилась микрорайонная застройка, много где частный сектор, бараки и многоквартирные дома соседствуют:22. Западно-котельничский дворик:23. Из крупнейших городов Кировской области Котельнич, пожалуй, имеет самый северный вид — благодаря баракам.Советские звёзды незаметно переходят в российские в честь 70-летия Победы:24. Главный въезд в город с запада:25. Цельные кварталы пятиэтажек есть только на улице Победы в юго-западной части города.Соединяет две части города та же главная Советская улица, изящная ныряющая под железную дорогу:26. Восточнее железнодорожного моста через Вятку расположен исторический центр, частный сектор и отдельные пятиэтажки:27. Восточно-котельничский дворик:28. Река Вятка в городе:29. Общий вид города с реки:30. Как это обычно бывает в России, с набережной тут не очень — зато купаться можно прямо в центре.Несмотря на выгодное экономико-географическое положение (узел железных и автомобильных дорог, относительная близость к столице региона) и не полностью умершую промышленность, убыль населения в Котельниче — почти самая большая в Кировской области, больше она только в совсем уж маленьком городе Мураши.31. 32. За постсоветские годы население Котельнича сократилось более чем на треть (с 37 до 24 тысяч), что в полтора раза выше, чем в среднем по Кировской области — впрочем, в Котельниче до 1992 года население росло, а в Кировской области, как и почти во всех нечернозёмных регионах Европейской России, оно уменьшается с 1950-х годов.33. Станция Котельнич I — одна из крупнейших в Кировской области, если не крупнейшая: здесь соединяются подходящее с юга Новое направление Транссиба и подходящее с запада Северное направление.34. 35. 36. Новый, но не самый некрасивый котельничский вокзал:37. Особенно на солнце после ливня:38. Рядом с ним — автовокзал, но это редкий случай, когда я могу честно сказать, что железнодорожный транспорт тут на первом месте:)Прямо на станционные пути выходит мемориал погибшим в эвакуации — через Котельнич проходила часть эшеклонов с эвакуируемыми из Москвы и большая часть эвакуируемых ленинградских блокадников:39. Неудивительно, что в депрессивном 24-тысячном Котельниче работа значительной части населения связана с железнодорожным транспортом — механический завод работает далеко не на полную мощность, деревообрабатывающие предприятия, кирпичный завод и мебельная фабрика не создают столько рабочих мест.Опубликовано вт, 10/12/2019 — 16:48 пользователем

Дорогие друзья, сегодня мы совершим небольшое путешествие в прошлое, а именно — отправимся в Котельнич конца 1960-х и начала 1970-х годов. Для рассказа о городе я выбрал главу из сборника «Города Кировской области» (Киров, 1968). Текст из книги выделен жирным шрифтом. В качестве иллюстраций нам послужат фотографии примерно того же времени. К снимкам прилагаются пояснения, ссылки на источник и по возможности — современные виды тех же мест.

Котельнич. Улица Советская — главная улица города. 1960-е годы. Современный вид.Отсюда — Ретро-фотографии – 107 фотографий

Правый берег реки Вятки, на котором стоит город, высокий (до 40-50 м.) и крутой. Территория города пересекается тремя оврагами, по дну которых протекают речки Балакиревица, Родионовка и Котлянка. В районе города русло реки Вятки прямолинейное, неразветвленное, шириной 300-400 метров. Река используется для водоснабжения, судоходства и сплава леса.

Котельнич. Река Вятка у города. 1972 год.Отсюда — Котельнич ФОТО 1972 года – 28 фотографий

Котельнич. Советская улица. 1960-е годы. Современный вид.Отсюда — Ретро-фотографии – 107 фотографий

Котельнич является значительным культурным центром. В городе насчитывается 15 учебных заведений. Кроме общеобразовательных школ, здесь есть областной кооперативный техникум, медицинское училище, детская музыкальная школа, школа десятников-строителей.

Котельнич. Улица Кирова. Кооперативный техникум. 1972 год. Современный вид.Отсюда — Котельнич ФОТО 1972 года – 28 фотографий

В городе имеется Дом культуры, кинотеатр, спортзал, стадионы, пять библиотек и сад. Есть краеведческий музей, радиоузел, телевизионный ретранслятор.

Котельнич. Кинотеатр «Родина». 1972 годОтсюда — Котельнич ФОТО 1972 года – 28 фотографий

С каждым годом улучшается медицинское обслуживание населения. За годы советской власти в городе созданы центральная районная и детская больницы, противотуберкулезный диспансер, межобластной госпиталь инвалидов Отечественной войны и психоневрологическая больница.

Котельнич. Центральная районная больница. 1972 год. Современный вид.Отсюда — Котельнич ФОТО 1972 года – 28 фотографий

Котельнич. Районный универмаг. 1960-е годы. Cовременный вид. Отсюда — Ретро-фотографии — 107 фотографий

Котельнич. В мастерских ремонтно-эксплуатационной базы им. Ст. Халтурина. 1960-е годы. Фото с сайта КОТЕЛЬНИЧ.info информационный портал города Котельнича и Котельничского района

Котельнич. Комбинат бытового обслуживания. 1972 год. Современный вид.Отсюда — Котельнич ФОТО 1972 года – 28 фотографий

Среди районных центров Кировской области Котельнич выделяется как крупный железнодорожный узел. Магистрали от него отходят в трех направлениях. Кроме того, здесь имеется речная пристань: река Вятка в этих местах судоходна в течение всей навигации. Транспортная связь города осуществляется также при помощи автомобильных дорог. Важнейшая из них — Киров-Котельнич-Яранск. Разветвленная сеть грунтовых дорог связывает Котельнич с населенными пунктами всего запада области.

Котельнич. Река Вятка, грузовая пристань. 1960-е годы.Фото с сайта КОТЕЛЬНИЧ.info информационный портал города Котельнича и Котельничского района

Котельнич. Улица Луначарского, дом № 103 (дом построен в 1955 году). 1960-е годы. Фото с сайта КОТЕЛЬНИЧ.info информационный портал города Котельнича и Котельничского района

В Котельниче нет четко выраженного промышленного района. Заводы, фабрики, склады, коммунальные и прочие сооружения разбросаны по всему городу. Деревообрабатывающий комбинат расположен вдоль оврага реки Балакиревицы. Маслозавод находится в восточной части города. Моторемонтный завод примыкает с востока к полосе отвода железной дороги. На юге города размещается элеватор, птицефабрика и зернохранилище».

Используемые источники:

  • https://russiantowns.livejournal.com/5033108.html
  • https://rodnaya-vyatka.ru/blog/3521/123390

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий