Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря (лавры) в Сергиевом Посаде. Фото, история

Троицкий собор — главный храм Данилова монастыря. Его строительство началось в 1833 г. на средства благотворителей монастыря московских дворян-купцов братьев Куманиных и Шестовых по проекту архитектора Осипа Бове. 13 сентября 1838 г. главный придел храма был освящен митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым), ныне причисленному к лику святых. В том же году были освящены два придела: во имя Алексия, человека Божия (южный), и в честь Зачатия святою праведною Анною Пресвятой Богородицы (северный). Храм вмещает до трех тысяч человек.

<legend>

Архитектура</span></legend></p>

В решении объемно-пространственной композиции Троицкого собора была предусмотрена его двоякая роль в общей объемно-планировочной структуре монастыря: приземистый объем четверика с его гладкими, декорированными дорическими портиками фасадами по пропорциям и художественному образу оказался согласованным с габаритами, пропорциями и обликом Настоятельского и Больничного корпусов. И в то же время, вертикальное завершение его объема в виде высоко поднятого на круглом барабане купола с фонариком, поддерживающим главку, явилось новой вертикальной доминантой в силуэте монастыря, уравновешивающей вознесенный кверху объем храма Святых Отцов Семи Вселенских Соборов и колокольни над Святыми вратами.

<legend>

Интерьер</span></legend></p>

ocu_1822272698.jpgВ основе планировочной структуры Троицкого собора лежит крестово-купольная композиция, известная по многим образцам христианской архитектуры: четыре массивных столпа сложной конфигурации с перекинутыми между ними арками несут на себе массивный световой барабан и купол. Внутри храма доминирует грандиозное подкупольное пространство, но приставленные к столпам пилоны придают некоторую обособленность продольным пространствам каждого придела.В оформлении интерьера Троицкого собора были использованы многие элементы архитектурной декорации, которые употреблялись в то время. Колонны ионического ордера с облицовкой из искусственного мрамора придавали собору торжественный вид. Капители колонн и карнизы украшены пышной лепниной с иониками. Этот декоративный элемент широко применялась в капителях и карнизах этого ордера. Пол выложен желтым мрамором, каждый придел — своим особым узором.Для отопления собора в подвальном помещении были устроены духовые печи, которые в 1896 г. были заменены на водяное отопление.

<legend>

Иконостасы</span></legend></p>

ocu_1336558525.jpg Иконостасы и киоты, в которых сочетались белый фон и резные позолоченные накладки, напрестольные сени в виде ротонд дополняли великолепное убранство храма. Главный иконостас был решен в виде триумфальной арки, северный и южный приделы — в виде ротонд с полусферическими куполами.

<legend>

Судьба Троицкого собора в советское время</span></legend></p>

<legend>

Возрождение Троицкого собора</span></legend></p>

В мае 1983 г. Данилов монастырь был возвращен Церкви, и с первых дней для восстановления обители сюда были приглашены для работы лучшие мастера. После освобождения здания храма от чужеродных наслоений от него фактически остался кирпичный остов, который требовал огромных трудов по реставрации. В процессе работ были восстановлены белокаменные портики и лестницы на южном и северном фасадах храма, которые были убраны еще в XIX в. Усилиями архитекторов, мастеров различных специальностей и братии монастыря собору был возвращен его прежний облик. В первоначальном виде были воссозданы малый купол, крест, оконные и дверные проемы, карнизы, белокаменный цоколь и другие утраченные детали.Но особенно сложные, требовавшие высокой квалификации работы были проведены в интерьере. От внутреннего убранства храма сохранились лишь фрагменты, но именно они, вместе с обнаруженными в Центральном государственном архиве древних актов проектными чертежами Осипа Бове, позволили воссоздать интерьер собора в виде, близком первоначальному. Так, были восстановлены все лепные украшения сложного рисунка, ансамбль настенной росписи.Работы по восстановлению живописного убранства делились на два вида: реставрация сохранившейся росписи и написание утраченных сюжетных композиций и орнаментальных вставок. В процессе новейшей реставрации были восстановлены все живописные композиции. Частично сохранившаяся стенопись задала тон общей росписи. Не менее сложными были работы по воссозданию деревянной позолоченной резьбы иконостасов, киотов, напрестольных сеней в виде ротонд.

По всему периметру собора на уровне капителей колонн был протянут лепной декор изящной, богатой по содержанию рисунка лентой. В росписях на потолке и в «глухих» люнетах по всему периметру собора представлены библейские сюжеты.

Интерьер поражает великолепием декоративного убранства: гармонично сочетаются живопись, лепнина и золоченая резьба по дереву. Благолепие интерьера довершается мраморной отделкой пола, стен и ступеней амвона.

В подклете собора ныне находится храм Рождества Иоанна Предтечи. Всего лишь через три года после начала восстановительных работ, 27 апреля 1986 г., архимандритом Евлогием (Смирновым) был совершен чин освящения Троицкого собора. Как и в прежние годы, собор является духовным и архитектурным центром Данилова монастыря.

<legend>

Святыни Троицкого собора</span></legend></p>

  • Ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Даниила Московского.
  • Икона святого и благоверного князя Даниила Московского.
  • Ковчег с частицей мощей святого благоверного князя Александра Невского.
  • Икона святого и благоверного князя Александра Невского.
  • Мраморная рака с частицами мощей более двухсот угодников Божиих и православных святынь.
  • Икона «Троица «Живоначальная».
  • Икона Божией Матери «Троеручица».
  • Икона Божией Матери «Боголюбская».
  • Икона Божией Матери «Феодоровская».
  • Икона Божией Матери «Достойно есть» («Мидующая»).
  • Икона Иоанна Кассиана Римлянина.
  • Икона преподобного Серафима Саровского.
  • Икона великомученика и целителя Пантелеимона.
  • Икона преподобного Сергия Радонежского.
  • Икона святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских.
  • Икона преподобного Алексия, человека Божия.
  • Икона «Собор Московских Святых».
  • Плащаница «Положение во гроб».

Православный собор
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры
56°18′35″ с. ш. 38°07′46″ в. д.
Страна
Город Сергиев Посад
Конфессия Православие
Епархия Московская
Тип здания Крестово-купольный храм
Дата основания 1422
Строительство 1422—1423 годы
Реликвии и святыни мощи преподобного Сергия Радонежского
Статус  Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 501811313170026 (ЕГРОКН). Объект № 5010420024 (БД Викигида)
Состояние действует
Сайт stsl.ru
 Медиафайлы на Викискладе

Тро́ицкий собо́р — соборный храм и древнейшее из сохранившихся зданий Троице-Сергиевой лавры. Главной святыней собора являются мощи преподобного Сергия Радонежского. Для иконостаса собора Андреем Рублёвым была создана знаменитая икона «Троица».

История

Воздвигнут в 1422—1423 годах Никоном Радонежским «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому. 5 июля1422 года, во время строительства собора, были обретены нетленными мощи Сергия Радонежского, о чём свидетельствовал Пахомий Логофет.

Борис Огнев высказал предположение, что собор строили балканские (вероятно, сербские) мастера, перебравшиеся на Русь после вторжения турок, в одно время с Пахомием Логофетом[1].

С Троицкого собора началось формирование архитектурного ансамбля монастыря. Со стороны западного фасада в XVI веке пристроили паперть, а с юго-восточной в 1548 году над гробом игумена Никона — бесстолпный одноапсидный Никоновский придел. В 1623 году верхняя часть придела была перестроена.

Архитектура

Четырёхстолпный трёхапсидный Троицкий собор является одним из важнейших памятников раннемосковского зодчества. Построен из белого камня, как и соседняя Никоновская церковь. У последней нижний ярус кирпичный, но облицован известняком[2].

Тройная лента резного орнамента опоясывает стены, апсиды и барабан собора. Стены членятся здесь лишь плоскими лопатками, на которые опираются килевидные арки закомар. Все формы храма очень просты и компактны апсиды почти не выступают за пределы основного куба и подняты на одну высоту, к самому его верху; килевидные кокошники, так называемые диагональные закомары, едва возвышаются над закомарами фасадов (кокошники у постамента барабана разобраны в 1510 году); гладкие стены имеют довольно значительный наклон внутрь, чему соответствует сужение кверху барабана купола.

Точная копия Троицкого собора в натуральную величину построена в 2006 году в казанскомЗилантовом монастыре.

Никоновский придел

Серапионова палата

Иконостас и роспись

Согласно Пахомию Логофету, Никон Радонежский незадолго до смерти обратился к иконописцам Андрею Рублёву и Даниилу Чёрному с просьбой выполнить роспись Троицкого собора. Особенность иконостаса — он сплошной: иконы в нём не разделены алтарными столпами.

Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425—1427 годах Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 году и воспроизводит иконографию первоначальной росписи.

Современное состояние

Собор является действующим. В нём ежедневно совершается Божественная литургия (кроме будних дней Великого поста), а также в течение дня с раннего утра до позднего вечера совершаются молебны с акафистом преподобному Сергию Радонежскому у раки с его мощами. По пятницам проводятся соборный молебен с акафистом Божией Матери в 17 часов в память о явлении Пресвятой Богородицы преподобному Сергию[3][4]. В Никоновском приделе богослужения совершаются в день памяти преподобного Никона Радонежского — 17 (30) ноября[5]

В Троицком соборе принимают монашеский постриг братия обители.

  • Иконостас собора — один из старейших сохранившихся

  • Рака с мощами преподобного Сергия Радонежского

  • Свод

  • Алтарь

  • Царские врата и икона Троица

  • Орнамент на апсиде Троицкого собора

Примечания

  1. Огнев Б. А. Вариант реконструкции Спасского собора Андроникова монастыря. // Памятники культуры. Исследования и реставрация. — № 1. — М., 1959. — С. 59.
  2. РусАрх - Заграевский С.В. Реестр белокаменных зданий Древней Руси
  3. Праздник Явления Божией Матери преподобному Сергию Радонежскому // Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Официальный сайт. — 2015. — 6 сентября.
  4. Троицкий собор (1422-23 гг.) // Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Официальный сайт.
  5. Церковь во имя преподобного Никона Радонежского (1623) // Свято-Троицкая Сергиева Лавра. Официальный сайт.

Литература

  • Лазарев В. Н.Глава VI часть 17. Иконостас Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры // Русская иконопись от истоков до начала XVI века. — М.: Искусство, 2000. — С. 108—111. — 152 с.
  • Лазарев В. Н. Андрей Рублев и его школа. — М.: Искусство, 1966.
  • Балдин В. И., Манушина Т. Н. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV–XVII вв. — М.: Наука, 1996. — ISBN 5-02-012778-3.
  • Олсуфьев Ю. А.Дата Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры // Три доклада по изучению памятников искусства б. Троице-Сергиевой Лавры. — Сергиев: Государственный Сергиевский Историко-Художественный Музей, 1927. — С. 33—41. — 44 с.
  • Смирнова Т. В.Троицкий собор Лавры. — Сергиев Посад: ВДВ «ПАК», 2012. — 35 с. — ISBN 978-5-9976-0046-4.
  • Смирнова Т. В.Из истории реставрации стенописи Троицкого собора Лавры // Труды ГИМ. Забелинские научные чтения – 2010. — М., 2012. — Вып. 190. — С. 441–455.

Ссылки

Эта страница в последний раз была отредактирована 15 марта 2021 в 11:13. Содержание

Троицкий Собор Троице-Сергиева монастыря — это храм при монастыре имени прп. Сергия Радонежского (Троице-Сергиевой лавры) и самое древнее из зданий, сохранившихся до наших дней. Главной и наиболее ценной святыней храма остаются мощи основателя – преподобного Сергея Радонежского.

Происхождение названия и его значение

Храм со столь замысловатым названием был основан преподобным Сергием Радонежским на территории собственного монастыря и назван в честь Священной Живоначальной Троицы.

Только вот изначально это была самая простая, хлипкая, деревянная церквушка, каких были тысячи. А вот уже богатый, белокаменный собор, построенный лишь спустя столетие, в свою очередь, был назван в честь преподобного основателя лавры, его учениками.

История Троицкого Собора

Сразу же после основания Троицкой Лавры, на её территории была возведена небольшая деревянная церквушка, в 1340 году освященная в честь Святой Троицы. После этого лавра спокойно доживает свой век до начала следующего столетия – а это более шестидесяти лет. За это время сам основатель, преподобный Сергий, успевает скончаться. Это происходит двадцать пятого сентября 1392 года.

В 1408 году случается важнейшее историческое событие, определившее судьбу монастыря: в монастырь вторгаются татарские войска, он подвергается разграблению и осквернению, а в конце и сожжению, ордынским темником Едыгеем.

Большинство внутренних построек, в том числе деревянная церковь, были утрачены безвозвратно.

Несмотря на это, ученик и преемник Сергия Радонежского, преподобный Никон, выстраивает церковь заново.

Так что двадцать пятого сентября 1411 года освящается уже новый деревянный храм.

Но поворотным моментом стало то, что при строительстве церкви были найдены мощи преподобного Сергия, что и послужило идеей для строительства настоящего белокаменного собора, который бы увековечил память основателя Троицкого монастыря, очень почитавшегося в те годы у московских князей. Последние и заложили средства в строительство храма.

Начато оно было в 1422, а полностью закончено уже в 1425 году. По сравнению с другими храмами внутреннего ансамбля Троице-сергиевой лавры, данное возведение не кажется большим и выглядит несколько приземистым. Современники так же отмечали, что храм не отличался высотой.

Сегодня сложно сказать, было ли решение строить столь компактное сооружение вынужденным, или то была личная воля преподобного Никона. Однако все посещавшие собор, так или иначе отмечали тесноту внутреннего убранства.

Впрочем, ничего такого уж необычного в этом нет: в те времена строительство крупных каменных церквей вообще не было особенно распространено, а размеры самого храма достигали всего 9 сажен (19,2 м) в длину (включая алтарь) и 6 сажен (12,8 м) в ширину.

Никон с самого начал собирался украсить стены церкви живописными портретами и иконами. Расписать внутреннее убранство сооружения взялись известные творцы тех времён – монахи Московского Андронникова монастыря, можно сказать, являвшегося филиалом Троицкого Храма, также выстроенного Преподобным Никоным.

Современные исследования подтверждают, что оба этих великих художника и иконописца участвовали в создании иконостаса, а также привлекли к работе художников из собственных кругов; но выяснить точное происхождение старинных икон сегодня практически невозможно.

Единственное, что точно известно, это то, что знаменитая икона «Троица» 100% была написана Андреем Рублёвым. Именно эта икона является главной святыней монастыря.

Революция Октября стала ещё одним трагическим историческим явлением, вмешавшимся в обыденную жизнь Троицкой лавры, хоть по сравнению с татарским нашествием масштаб разрушений оказался не столь масштабным.

В 1920 году советское правительство закрыло собор, Сергиева рака была вскрыта, а мощи изъяты и обнажены, на всеобщее обозрение. Исторические свидетельства говорят о том, что верующие прикладывались к останкам, отворачивая взгляд от «наготы» (непокрытых мощей).

Тогда же, на рубеже 20-х-30-х годов, существовала непосредственная угроза полного уничтожения святых мощей, которые на тот момент были переданы в московские и сергиево посадские музеи. Антирелигиозные организации, ведя идеологическую пропаганду, угрожали кремировать священные останки. К счастью, варварство не было осуществлено.

После войны наступает второе рождение Троицкого собора: осуществляется масштабная реконструкция, проводятся серьёзные восстановительные работы по возвращению исконного облика собора, утерянного в военную пору. Реконструкция была завершена в 60-х годах.

А на рубеже веков Патриарший архитектурно-реставрационный центр, созданный на территории лавры, начал преображать и благоустраивать окружающие храм территории. При этом в самом соборе были отбелены фасады, возвращена в нормальное состояние кровля четверика и апсид, восстановлена позолота и многое другое.

Современный статус Троицкого Собора

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря считается одним из действующих кафедральных соборов России. Каждый день, когда не проходит великий Пост, здесь проводятся молитвы и богослужения, в том числе Божественная литургия, а также осуществляется молебен с акафистом пр. Сергию Радонежскому у раки с мощами.

В пятницу, в 5 часов дня, тут проходят храмовые молебены с акафистом матери божьей в дату о её явлении основателю. В Никоновом приделе, возведенном над никоновской могилой, проходят служения каждое 30-е ноября — это день памяти прп. Никона, игумена Радонежского, чудотворца.

Троицкий храм, Западенская паперть, Никонов придел и Серапифонова палатка, примыкающая к Никоновскому приделу, являются ценнейшими объектами исторического наследия всех народов России, а также градостраительными памятниками Фед. значения, как отдельная единица архитектурного ансамбля Троицесергиевского монастыря.

В 1993-м году, комитетом всемирного наследия ООН, археологический ансамбль монастыря был включён в перечень объектов мирового наследия ЮНЕСКО.

Архитектура Троицкого Собора

Главным смыслом строительства собора, по задумке Никона, было запечатление памяти о Сергии. Поэтому белокаменное, златоглавое строение, построенное над прахом основателя Троицкого монастыря, было выполнено не жалея денег, хотя и без чрезвычайного расточительства.

Орнамент на апсиде Троицкого собора Свято-Троицкой Сергиевой Лавры.

Деньги на строительство были не проблемой, ведь Троице-сергиева лавра была популярной у многих московских князей, которые уважали память преподобного, и готовы были потратить любые средства для его увековечивания.

Огромную роль сыграл князь московский Дмитрий Донской, крещённый, к слову, самим Сергием Радонежским, который в будущем стал победителем куликовской битвы и спасителем русской земли. Таким образом, но постройку собора были брошены немалые силы.

Храм был выстроен в обычном для тех времён стиле московского церковного зодчества, конца XIV — начала IV веков, который характеризовался неимением притвора и венчавшим постройку крупным единоглавым куполом.

При этом у храма есть интересные архитектурные особенности, которые не были характерны для данного стиля: деление фасадов не соответствовало храмовому пространству, круглый барабан с венчающим его куполом-шлемом смещается к алтарю.

Хотя вся постройка конструктивно не очень крупногабаритная, её стены сформированы таким образом (со всеми этими завитушками, кокошниками и прочими украшениями), создают внешний эффект масштаба и визуально увеличивают собор. Это касается как внутреннего убранства, так и внешней стороны.

Изнутри здание расписано лучшими представителями иконописи тех времён: например, в росписи поучаствовали великие иконописатели Андрей Рублeв и Дaниил Чёрный.

История Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря тесно связана с многочисленными перестройками и внешними изменениями. Связано это, в первую очередь, с необыкновенной популярностью храма у первых лиц страны.

Например, в 1510 году князь владимирский и московский Василий III, после успешного похода на Псков, приказал обить железом кровлю собора. А царь Иван IV, во время молебена, после взятия Казани в 1552 году, повелел озолотить купол.

В течение следующих столетий к собору были пристроены различные приделы: склеп, трапезная, Никоновский придел. Уже в XVIII веке была снова проведена реконструкция: заменена кровля, перекрашены фасады, внутреннее оформление тоже регулярно меняли. Таким образом, храм постоянно менял свой облик.

Иконостасы Троицкого Собора

Троицкособорный иконостас — это уникальный предмет церковного исторического наследия. Многоярусный (пятиярусный) иконостас, имеющий исключительную историческую ценность. Самые ценные произведения, помещённые в иконостас, были созданы мастерами под руководством Андрея Рублева и Данилы Черного.

Самой важной, известной и ключевой работой Андрея Рублёва, на которую также есть указание и в летописных источниках — это всемирно известная икона «Троица». На ней легендарный иконописец потрясающим образом воплощает образ триединого бога. Ряд исследователей считает, что авторству Андрея принадлежат от 2 до 5 перемещенных в иконостас произведений.

К ним относятся отображения:

  • апостолов Павла и Петра;
  • архангела Гаврила;
  • Димитрия Солунского из деиисусного ряда;
  • а также икона «Крещение».
    Иконостас Троицкого Собора Троице Сергиева монастыря

Считается, что иконы апостолов ближе всего к «Троице «по художественной манере, поэтому именно они признаются основными кандидатами на признание авторства Рублёва. Всего в иконостасе лавры размещено семьдесят четыре иконы.

Так как три иконы Звенигородского чина, приписываемые Рублёву, и Рублёвские произведения иконостаса Владимирского Успенского Собора помещены в Третьяковскую галерею, то Свято-Троицкий собор остаётся единственным храмом, сохраняющим иконы если не самого преподобного Андрея, то по крайней мере его близкого окружения, непосредственно в самом храме.

Святыни Троицкого Собора

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря остаётся домом для ряда православных святынь. В их числе — мощи Сергия Радонежского, молельный зал украшает колоссальное медное паникадило XV века, а в Алтаре хранится стальное архиерейское кресло XVIII века.

Про мощи следует сказать, что сначала они были помещены в скромную деревянную раку. Однако при возникновении проблем с деревянным материалом, в XVI-м веке, было начато изготовление большой, тяжёлой серебряной раки. А в XIX-м веке для неё соорудили крышку.

Медное позолоченое паникадило, украшающее храмовое пространство, было подарено храму Иваном IV. Люстра обильно украшена изображениями богоматери, апостолов и ангелов

Ещё одна святыня храма появилась в XVIII веке: Митрополину Платону было дарено позолоченное кресло из стали, сделанное тульскими мастерами по специальному заказу. Кресло было передано в храм и по сей день остаётся здесь в качестве святыни.

Интересные факты и легенды

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря окружён интереснейшими мифами и легендами.

История, подлинность которой достоверно установить нельзя, по апокрифическим источникам произошла после того, как несколько священнослужителей и членов прихода, под руководством служителя лавры отца Павла Флоренского, а также искусствоведа-мирянина Юрия Олсуфьева, узнав о грядущем надругательстве над святыней и опасаясь страшного исхода, по благословенью патриарха Тихона, решили проникнуть в собор и похитить голову Сергия Радонежского, подменив её черепом из семейного склепа семьи Трубецких, который располагался на территории монастыря…

По другой версии, план по выкрадыванию головы пр. Сергия заговорщики осуществили в 1920-м году, уже после того, как мощи были выставлены на всеобщее обозрение.

Голова основателя монастыря была перевезена в ризницу, после чего, Юрий Олсуфьев, проживавший в Сергиевом Посаде, оставил святыню на сохранение у себя дома, где она находилась до 1928 г, пока не была закопана им в саду.

Преследование властей заставило его бежать, однако то, что знал только сам Олсуфьев — адрес и расположение священной реликвии, он успел передать новгородцу Павлу Огурцову (в будущем — новгородскому епископу Сергию), ставшему членом священной миссии.

Павел Огурцов не отрёкся от своей миссии и приехал в указанное место, в поместье Олсуфьева в Сергиевом Посаде, где отыскал назначенное место в саду и откопал великий клад — дубовый ларец, в котором хранилась голова преподобного Сергия.

Нужно понимать, что всех активных участников сопротивления рано или поздно вылавливали и наказывали. Первым был отец Павел Флоренский, осуждённый в 1933-м году, а в 1938-м году был отправлен в тюрьму и Олсуфьев. Главным хранителем священного предмета остался П.Огурцов, который накануне своего отправления на фронт перевёз главу под село Виноградово, что в городском округе Мытыщи.

Тем не менее, ещё до начала ВОВ мощи вернулись в раку и были переданы Троицкому собору, однако сам собор на тот момент являлся просто частью экспозиции Загорского исторического музея. Однако по окончанию войны советская власть заметно смягчила отношение к лавре и уже в 1946 году монастырь был вновь открыт, а позже туда были возвращены и мощи преподобного Сергия.

Тогда, в праздник пасхи, тяжёлую раку с мощами, которая весила до шесятидесяти пудов, на одних руках дотащили до Успенского собора и провели первую за долгое время службу. Таким образом Троице-Сергиевская Лавра окончательно вернулась в лоно Русской Православной Церкви.

Адрес, как добраться до Собора

  1. Номера автобусов, на которых можно добраться до Собора. Остановка «Карла Маркса»: автобусы №7, №30, №36, №37, №38;
  2. Номера Маршрутных такси, на которых можно добраться до Собора. Остановка «Карла Маркса»: №12, №18, №54.

Расписание богослужений

Собор работает каждый день с 05:00 до 21:00. Здесь ежедневно проводится Божественная литургия (начинается в 6:30, за исключением будней в Великий Пост — в дни поста все службы переносятся в Успенский Собор, в выходные дни), молебен акафистом у мощей С. Радонежского (проводится с 05:30 по 20:30).

Если есть желание попасть в Серапионову палату, либо Никонов придел, то нужно договариваться индивидуально. Также есть возможность попасть в предел вместе с организованной туристической группой — для этого нужно подавать соответствующее заявление.

Будни:

Время Служба
5:30 молебен у раки преподобного. Сергия и полунощиница
6:15 ранняя Литургия
9:30 поздняя Литургия
16:45 вечерняя служба

Пятница:

17:00 молебны с акафистом богородицы только не во время всенощного бдения

Воскресение:

Время Служба
5:30 ранняя литургия
6:20 средняя литургия
17:20 молебны с акафистом преподобному сергию
17:20 всенощное бдение

Троицкий Собор Троице Сергиева монастыря регулярно проводит экскурсии и является популярным местом у паломников и туристов со всего мира. Несмотря на плотный график богослужений, монастырь всегда рад гостям.

Оформление статьи: Владимир Великий

Обзор собора:

ТолкованиеТроицкий собор Троице-Сергиева монастыря</dt>

Православный собор
Троицкий собор Троице-Сергиевой лавры
Страна Россия
Город Сергиев Посад
Конфессия Православие
Епархия Московская
Тип здания Крестово-купольныйСобор
Строительство 1422—1423 годы
Реликвии и святыни мощи преподобного Сергия Радонежского
Состояние действует

Троицкий собор — главный соборный храм и древнейшее из сохранившихся сооружений Троице-Сергиевой лавры. Он был воздвигнут в 1422 — 1423 годах Никоном Радонежским «в честь и похвалу» основателю монастыря, преподобному Сергию Радонежскому (†1392). В Троицком соборе в серебряной раке покоятся святые мощи преподобного Сергия — главная святыня обители.

Белокаменный Троицкий собор является одним из важнейших памятников ранне-московского зодчества. С Троицкого собора началось формирование уникального архитектурного ансамбля монастыря. Древнейшая роспись внутренних стен собора, выполненная в 1425—1427 гг. преподобными иконописцами Андреем Рублёвым и Даниилом Чёрным, до нас не дошла. Сохранившаяся роспись выполнена в 1635 г. и воспроизводит древнюю иконографию первоначальной росписи. Главное художественное сокровище Троицкого собора — его пятиярусный иконостас, большинство икон которого выполнено в первой трети XV в. преподобным Андреем Рублёвым и мастерами его круга.

В Троицком соборе ежедневно совершаются богослужения: Божественная литургия (начало в 6 час. 30 мин., кроме будних дней Великого поста), молебны с акафистом преподобному Сергию у раки с его святыми мощами (с 5 час. 30 мин. до 20 час. 30 мин.), а также другие богослужения. В Троицком соборе принимают монашеский постриг братия обители.

Ссылки

Категории:

  • Храмы по алфавиту
  • Появились в 1423 году
  • Памятники архитектуры России
  • Раннемосковское зодчество
  • Соборы России

</dd>

Wikimedia Foundation. 2010.

</dl>Другие книги по запросу «Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря» >>

Главный храм вятской земли — Свято-Троицкий и Николаевский собор, построенный в 1676 — 1683 годах приглашёнными в Хлынов мастерами, неоднократно повреждённый пожарами, в 1759 году был разобран. Следующим летом на том же месте в центре хлыновского кремля было начато строительство нового кафедрального собора, продолжавшееся 12 лет.

Место в начале ул. Московской (от набережной Грина до Динамовского проезда)

Скомпонованный из нескольких разновеликих объёмов, храм имел престол Живоначальной Троицы (в четырёхстолпном помещении высотой более 25 сажен), два придела — Николая Чудотворца и Михаила Архангела (в примыкающей к «четверику» с западной стороны распластанной одноэтажной трапезной), отдельно стоявшую пятиярусную колокольню с церковью Симеона Столпника во втором ярусе, тёплый переход от колокольни к церкви, построенный позднее, во втором десятилетии XIX века, и церковь Всех Святых Киевских в подвальном помещении. Основной объём холодной церкви (в плане — четырёхконечный крест) завершался живописной группой из пяти восьмигранных световых барабанов с лёгкими главками. Пятый ярус колокольни, выше звонов, с помещением для башенных часов, завершался шпилем. Всё это вместе взятое и создавало изумительно динамичный силуэт бывшего хлыновского кремля, просматривающийся со всех сторон, но наиболее полно — с востока, со стороны речной долины. Несомненно, собор был главным в силуэте, и когда в 1784 году был составлен новый «регулярный» план города, именно на него была направлена одна из основных улиц: колокольня собора замкнула перспективу Московской улицы.

Троицкий кафедральный собор — единственное культовое здание на Вятке, целиком построенное по чертежам и под надзором профессиональных архитекторов в XVIII веке. В его проектировании принимал участие глава московской архитектурной школы, признанный мастер русского барокко, по фактическому положению — главный архитектор Москвы середины XVIII века Дмитрий Васильевич Ухтомский. Наблюдали за строительством питомцы его школы — архитекторы И. Г. Кутуков (1760-1764 ), С. И. Заикин (1765), А. А. Бекарюков (автор проекта колокольни, 1769).

Собор в Хлынове привлёк внимание многих местных мастеров к известным им только понаслышке формам столичного барокко, способствовал их профессиональному росту и через них оказал большое влияние на архитектуру региона. На строительстве собора прошли хорошую школу многие десятки каменщиков, штукатуров, маляров, лепщиков и других строительных специалистов. Многие бывшие рядовые каменщики стали брать самостоятельные подряды.

Вятский кафедральный собор стоял в ряду самых значительных барочных храмов российской провинции. В 20-х годах XX столетия как памятник архитектуры он ещё находился в списках охраняемых государством. В апреле 1931 года Вятгорсовет принял решение о его сносе.

Троицкий кафедральный собор, 1760 — 1772 гг. (утрачен). http://www.archidesignfrom.ru

Адресная книга: ул. Московская, 1А

Используемые источники:

  • https://msdm.ru/hramy_monastyrya/sobor_v_chest_troicy_zhivonachalnoy
  • https://wiki2.org/ru/троицкий_собор_троице-сергиевой_лавры
  • https://touristam.com/troitskiy-sobor-troitse-sergieva-monastyrya.html
  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1339155
  • http://www.7kholmov.ru/2016/02/22/view5/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий