Шарья

Костромская область — регион диспропорциональный, как вся наша страна: запад и юго-запад — поля, леса, города, деревни; северо-восток — леса, леса, леса, деревни, как-то так. Даже плотность населения в Костромской области — примерно как в России в целом. Логично, что почти всё население — на юго-западе; сама Кострома также находится на крайнем юго-западе региона. А центр восточных районов области, удалённых от Костромы более чем на 300 километров — это Шарья. Город третий в регионе по населению, не очень большой; но, по моему опыту, в России удалённые небольшие города, являющиеся центром притяжения для окрестных малонаселённых районов, часто выглядят более ухоженными и цивилизованными, в большей степени городами, чем иные региональные центры Средней Полосы.От Макарьева почти до самой Шарьи меня подвезли очень милые шарьинцы, возвращавшиеся домой из Костромы. За Макарьевом средняя полоса и Центральная Россия совсем кончается, начинается север, в основном состоящий из хвойных лесов.Место, где я ночевал — что-то вроде шарьинской зоны отдыха; это лес у старицы крупной реки Ветлуги:3. 0_16fa65_703d067f_XL.jpgНо на следующий день довольно быстро выяснилось, что подвозившие меня шарьинцы — самое приятное, что есть в Шарье.4. Шарья оказалась таким довольно оживлённым, но забытым Богом северным городом — бараки, разбитые дороги, грязь, облезлые здания, почти полное отсутствие городской среды, застройки и какого-то лица города.5. 6. 7. 8. 9. Дороги в Шарье значительно хуже, чем за её пределами; впрочем, это вообще занятное свойство Костромской области, которое наблюдается и в столице региона.9. Такой суровый лесной край, где никто не думает о внешней стороне вещей.10. Такой край света, вдруг оказавшийся между Средней Полосой и Вяткой. Стоит отметить, что лежащая восточнее Кировская область выглядит местами не лучше Шарьи, но там даже в маленьких городках по большей части лучше с городской средой и инфраструктурой.11. И, конечно, машина времени — только не такая, как в Ивановской области, где ощущаешь себя в пролетарском городке этак годов 30-х — 50-х, а такая, что чувствуешь себя в тех же 30-х, но где-нибудь в лагерном краю на Севере или в Сибири.12. Как лежащая несколькими сотнями километров севернее Архангельская область, только без деревянных тротуаров (которые бы тут совсем не помешали).13. Если Макарьев — это крайний северо-восточный форпост Средней Полосы, то Шарья — это крайний южный пункт Русского Севера; она находится южнее Вологды.14. Печальное положение дел дополняется тем, что город всё-таки довольно большой, ещё больше по площади его делает запутанная планировка и преобладание бараков и частного сектора.15. В городе живёт почти 24 тыс. чел.; как и почти везде в российской нечерноземной провинции, его население убывает.16. 17. Но демографическая обстановка здесь относительно благоприятна: несмотря на неблагоустроенность и неуютность города, население за постсоветское время здесь уменьшилось всего на 11% (в сравнении почти с 20% убыли населения в целом по региону).18. Это можно объяснить тем, что Шарья — центр притяжения не только для окружающей местности, но и для других городов и городков восточной части Костромской области.Шарья была основана в 1905 году при строительстве железной дороги Петербург — Киров — Урал, в 1938 году она получила статус города.19. 20. Тут не сформировалось никакого ансамбля центра города или даже сколько-нибудь цельной застройки, что не очень обычно для сформировавшегося в советское время города. Но на Русском Севере многие не исторические города выглядят так.21. Соответственно, достопримечательностей здесь почти нет.22. А те, что есть, в основном связаны с железной дорогой, это циркульное (круглое) депо (до которого я не добрался) и здание железнодорожного вокзала.23. Обратите внимание, что даже здание вокзала здесь в неважном состоянии.По моему опыту, даже в совсем захолустных городах, где весь жилой фонд состоит из полуразвалившихся бараков, железнодорожный вокзал чаще всего отремонтирован и покрашен.Единственное обнаруженное мною достойное отдельного внимания здание, не связанное с железной дорогой — это великолепное деревянное здание с колоннами, расположенное на центральной, практически парадной Октябрьской улице.24. Насколько я понял, там располагается городской ЗАГС.Центральная (но не главная) Октябрьская улица, в отличие от большинства главных улиц провинциальных российских городков, не является внутригородским продолжением большой дороги, она довольно тихая и соединяет район вокзала с районом рынка и главными магазинами.25. 26. Она, а также прилегающий участок улицы Ленина — единственные куски города, которые я обнаружил в Шарье.27. 28. 29. А немного дальше пройдёшь по улице Ленина — и опять никаких тротуаров, и немного недорогой современной безвкусной застройки, выглядящей не лучше бараков:30. А в другую сторону — там сразу становится вот так (виднеется Никольская церковь):31. И это всё главные улицы города, не задворки, задворки выглядят вот так:32. В центре есть ещё пара приятных старых деревянных домов, составляющих основную прелесть северных городов — но больше в Шарье я их нигде не видел.33. Судя по карте, на западной окраине Шарьи есть парк, но я до него не добрался.В центральной части города, по сути, есть только одна полноценная зелёная зона — сквер Памяти:34. Где-то между самым-самым центром и вокзалом:35. А оживлённая привокзальная площадь — на которой ещё и автовокзал — она уже такая:36. Посадочные платформы автовокзала:37. Ещё на северо-восточной окраине города есть аэропорт, до недавнего времени действовавший — в Костромской области долго сохранялась местная авиация. Она дотировалась, и поэтому можно было из областного центра долететь до Шарьи по цене автобуса, но в 6 раз быстрее.Городской общественный транспорт:38. В городе 5 автобусных маршрутов — меньше половины от того, что когда-то было.Автобусы играют большую роль не только в силу большой территории самой Шарьи, но ещё и в силу наличия у неё такого пригорода, как посёлок городского типа Ветлужский, примыкающий к городу с запада. Ветлужский лишь вдвое меньше самой Шарьи, образуя с ней настоящую агломерацию. В нём находится крупнейший в стране производитель древесных плит «Кроностар». Чаще всего ходящий 14-й автобусный маршрут соединяет шарьинский вокзал с Ветлужским.Трогательное локальное благоустройство:39. От автовокзала, не найдя прохода к циркульному депо, и торопясь поскорее уехать в сторону Котельнича и Кирова, я стал выбираться скользкими и испещрёнными лужами шарьинскими улочками к восточному выезду из города.Улица Вокзальная, по идее одна из главных в городе:40. В 20-тысячных городах я такое видел, наверно, только в Архангельской области и Карелии, но там хотя бы есть деревянные мостки.Причём Костромская область — не самый бедный регион, она богаче не только Ивановской, но и Владимирской, и Псковской области; а Шарья — не самый бедный город региона. Тот же Макарьев депрессивнее и беднее; в Шарье есть работа (прежде всего переработка леса и железная дорога). Так что, как это часто бывает в России, тут дело не в скудости местного бюджета, а скорее в местной власти, мне кажется.Я пешком вышел из города и направился в сторону объездной. Тут родная страна вновь решила меня поразить своими контрастами: восточнее Шарьи на объездной я неожиданно оказался на настоящей двухуровневой развязке.Прямо — Великий Устюг, Котлас и Архангельск, направо — Котельнич и Киров, налево — центр Шарьи, назад — Нижний Новгород, Кострома и Москва:41. При этом средняя частота движения автомобилей по любому из сегментов этого восхитительного решения транспортных проблем восточной столицы Костромской области не превышала 1 штуки в 5 минут.Используемые источники:

  • https://russiantowns.livejournal.com/5027775.html

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий