Музей панорама “Оборона Севастополя” – главный исторический музей-памятник города.

Здание панорамы «Оборона Севастополя в 1854 – 1855 годах» – самый посещаемый объект Севастопольского военно-исторического музея-заповедника.

Исторической основой создания панорамы послужили события 349-дневной обороны города в период Восточной (Крымской) войны 1853–1856 гг. между Россией и созданным против неё военным союзом, куда входили Турция, Великобритания, Франция, королевство Сардиния (Италия). С осени 1854 г. главные усилия союзников сосредоточились в Крыму с целью уничтожения Черноморского флота и его главной базы – Севастополя. Оборона города продолжалась с 13 (25) сентября 1854 г. до 27 августа (8 сентября) 1855 г. За это время неприятель предпринял шесть бомбардировок города и два штурма. Стойкость защитников Севастополя потрясла весь мир. Город по праву называли «Русской Троей».

50-летие  обороны Севастополя 1854 – 1855 гг. широко отмечалось в Российской империи. Был создан Комитет по восстановлению памятников Севастопольской обороны под председательством великого князя Александра Михайловича. В 1901 г. Комитет принял решение о создании Панорамы, которая должна отразить «важнейшие события Севастопольской обороны» и увековечить память героев. Заказ на создание Панорамы в 1901 г. получил художник Ф.А Рубо, основоположник отечественной школы батальной и панорамной живописи.

В ходе подготовительных работ по созданию панорамы в 1901 – 1902 гг. Ф. Рубо. приезжал в Севастополь. Он посещал места расположения бастионов и батарей, побывал на Малаховом кургане, Историческом бульваре, встречался с участниками событий, написал около 50 этюдов.

Сюжетом для Панорамы художник избрал день отражения защитниками штурма Малахова кургана и Корабельной стороны 6 (18) июня 1855 г.

В начале января 1902 г. эскиз картины был представлен в Зимнем дворце для знакомства и утверждения. Последующая работа велась в Мюнхене в специально построенном павильоне. Писать Панораму Ф. Рубо помогали художники Л. Шенхен, О. Мерте и К. Фрош и 20 студентов Баварской Академии художеств.

3158-300x208.jpgЗдание Панорамы решили возвести  на Историческом бульваре, бывшем 4 бастионе. В августе 1904 г. картина и детали предметного плана были  доставлены в Севастополь. 14/(27) мая 1905 г. Панорама «Штурм 6 июня  1855 г.» была открыта.

С началом Великой Отечественной войны  и обороны Севастополя 1941 – 1942 гг. работа Панорамы не прекратилась. Она «сражалась» за razrushen_high-300x200.jpgгород вместе с его защитниками. 25 июня 1942 г. во время налета фашистской авиации и артиллерийского обстрела здание Панорамы загорелось. При спасении художественное полотно разрезали на части. Удалось спасти 86 фрагментов – 2/3 картины, на лидере эсминцев «Ташкент» их вывезли  в Новороссийск, впоследствии доставили в Новосибирск и Москву.

Распоряжением Совета Министров СССР № 17070 от 24 октября 1950 г.  принято решение о воссоздании Панорамы Ф.А. Рубо к 100-летию обороны Севастополя 1854 – 1855 гг.

Спасенные фрагменты стали основой для работы коллектива художников под руководством академиков, действительных членов Академии художеств СССР В.Н. Яковлева и П.П. Соколова-Скаля. Панорама, получившая название «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг.», открылась 16 октября 1954 г. в здании, восстановленном по проекту архитектора В.П. Петропавловского.

Севастопольская Панорама – одна из самых известных среди 60-ти панорам мира. С 1954 г. ее посетило более 39 миллионов человек. Цифры эти – свидетельство огромного интереса к истории страны, ее героическому прошлому, к панорамному искусству.

Экспозиционный зал здания панорамы

На первом этаже здания Панорамы размещена экспозиция «Панорама Ф.А. Рубо «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг.» – памятник народному подвигу».

В витринах, которые стилизованы под бортовую обшивку парусного корабля XIX в., размещены экспонаты, посвящённые Крымской войне 1853–1856 гг. и её главному событию – 349-дневной обороне Севастополя. На карте Европы обозначены страны-участницы Крымской войны, на литографиях – виды Севастополя середины XIX в., эпизоды морских и сухопутных сражений, оборонительные укрепления города.

Первый раздел экспозиции даёт представление о ходе севастопольской обороны, особенностях её организации, итогах. Здесь представлены портреты, личные вещи и документы, оружие, награды участников обороны, диорама «Подземно-минная война в Севастополе» (художники Б.Н. Беляев и В.И. Гранди).

Следующие разделы посвящены созданию и воссозданию севастопольской Панорамы. Музейные реликвии начала прошлого века рассказывают о работе Ф. Рубо над живописным полотном, о строительстве для Панорамы специального здания на Историческом бульваре, ее судьбе в период Великой Отечественной войны.

В экспозиции представлены одиннадцать этюдов, зарисовки с натуры и эскизы, выполненные Ф.А. Рубо в качестве подготовительного материала к Панораме «Штурм 6 июня 1855 г.», два спасенных фрагмента панорамы.

Произведения изобразительного искусства, документы, фотографии раскрывают этапы воссоздания Панорамы в 1951–1954 гг., знакомят с художниками, принимавшими участие в этой работе.

Винтовая лестница ведёт из экспозиционного зала на смотровую площадку Панорамы.

Смотровая площадка

По замыслу автора Ф.А. Рубо, смотровая площадка панорамы – вершина Малахова кургана в день первого штурма Севастополя 6(18) июня 1855 г. Во время обороны Малахов курган был ключевой позицией на подступах к Севастополю. Здесь в день первого штурма неприятель наносил главный удар. Начальник инженерных войск французской армии генерал Ниэль отмечал: « …овладение Малаховым курганом вскоре повлекло бы за собой сдачу всей крепости». Курган штурмовали 11 тысяч французов против 5 тысяч защитников.

Панорамная форма картины позволяет показать происходящие одновременно на большом пространстве эпизоды с огромным количеством участников (на полотне изображено более 4000 фигур). Основу композиции панорамы составляют батальные сцены. На переднем плане картины обобщённые образы матросов и солдат – основной силы в защите города. Среди героев живописного полотна – реальные участники обороны: хирург Н.И. Пирогов, матрос Петр Кошка, Даша Севастопольская, адмирал П.С. Нахимов, генерал С.А. Хрулев и другие.

Автор продумал композицию таким образом, чтобы показать все этапы штурма города и оборонительного боя за Малахов курган. Сначала зритель видит происходящее в тыловой части Малахова кургана и на подступах к нему. Затем, перемещаясь по смотровой площадке вправо, постепенно приближается к кульминации сражения – рукопашной схватке с французами на батарее Жерве. 6 июня 1855 г произошло первое серьезное поражение французско-английской армии.

По мастерству исполнения, художественной правдивости и исторической точности изображения севастопольская панорама является одним из лучших произведений этого вида искусства.

Виртуальный тур

  • Экспозиционный зал (Вид 4)

    Экспозиционный зал (Вид 4)

  • Смотровая площадка (Вид 7)

    Смотровая площадка (Вид 7)

  • Кольцевая галерея (Вид3)

    Кольцевая галерея (Вид3)

  • Смотровая площадка (Вид 3)

    Смотровая площадка (Вид 3)

  • Экспозиционный зал (Вид 10)

    Экспозиционный зал (Вид 10)

На первом этаже здания Панорамы размещена экспозиция «Панорама Ф.А. Рубо «Оборона Севастополя 1854 – 1855 гг.» – памятник народному подвигу».

В витринах, которые стилизованы под бортовую обшивку парусного корабля XIX в., размещены экспонаты, посвящённые Крымской войне 1853–1856 гг. и её главному событию – 349-дневной обороне Севастополя. На карте Европы обозначены страны-участницы Крымской войны, на литографиях – виды Севастополя середины XIX в., эпизоды морских и сухопутных сражений, оборонительные укрепления города.

Первый раздел экспозиции даёт представление о ходе севастопольской обороны, особенностях её организации, итогах. Здесь представлены портреты, личные вещи и документы, оружие, награды участников обороны, диорама «Подземно-минная война в Севастополе» (художники Б.Н. Беляев и В.И. Гранди).

Следующие разделы посвящены созданию и воссозданию севастопольской Панорамы. Музейные реликвии начала прошлого века рассказывают о работе Ф. Рубо над живописным полотном, о строительстве для Панорамы специального здания на Историческом бульваре, ее судьбе в период Великой Отечественной войны.

В экспозиции представлены одиннадцать этюдов, зарисовки с натуры и эскизы, выполненные Ф.А. Рубо в качестве подготовительного материала к Панораме «Штурм 6 июня 1855 г.», два спасенных фрагмента панорамы.

Произведения изобразительного искусства, документы, фотографии раскрывают этапы воссоздания Панорамы в 1951–1954 гг., знакомят с художниками, принимавшими участие в этой работе.

Винтовая лестница ведёт из экспозиционного зала на смотровую площадку Панорамы.

Смотровая площадка

По замыслу автора Ф.А. Рубо, смотровая площадка панорамы – вершина Малахова кургана в день первого штурма Севастополя 6(18) июня 1855 г. Во время обороны Малахов курган был ключевой позицией на подступах к Севастополю. Здесь в день первого штурма неприятель наносил главный удар. Начальник инженерных войск французской армии генерал Ниэль отмечал: « …овладение Малаховым курганом вскоре повлекло бы за собой сдачу всей крепости». Курган штурмовали 11 тысяч французов против 5 тысяч защитников.

Панорамная форма картины позволяет показать происходящие одновременно на большом пространстве эпизоды с огромным количеством участников (на полотне изображено более 4000 фигур). Основу композиции панорамы составляют батальные сцены. На переднем плане картины обобщённые образы матросов и солдат – основной силы в защите города. Среди героев живописного полотна – реальные участники обороны: хирург Н.И. Пирогов, матрос Петр Кошка, Даша Севастопольская, адмирал П.С. Нахимов, генерал С.А. Хрулев и другие.

Автор продумал композицию таким образом, чтобы показать все этапы штурма города и оборонительного боя за Малахов курган. Сначала зритель видит происходящее в тыловой части Малахова кургана и на подступах к нему. Затем, перемещаясь по смотровой площадке вправо, постепенно приближается к кульминации сражения – рукопашной схватке с французами на батарее Жерве. 6 июня 1855 г произошло первое серьезное поражение французско-английской армии.

По мастерству исполнения, художественной правдивости и исторической точности изображения севастопольская панорама является одним из лучших произведений этого вида искусства.

Стоимость билетов устанавливается утверждённым прейскурантом цен на услуги Музея-заповедника. Оплата принимается как по безналичному расчёту, так и за наличный расчёт.

Билеты на посещение объектов Музея обороны Севастополя можно приобрести в кассах музея-заповедника или онлайн на нашем сайте в разделе «Посетителям».

Положение о платных услугах Музея-заповедника

ОНЛАЙН-ПРОДАЖА БИЛЕТОВ

Уважаемые посетители! Спланировать визит в Севастопольский военно-исторический музей-заповедник можно не выходя из дома. Чтобы приобрести билет нужно зайти на сайт музея-заповедника в раздел «Посетителям» и выбрать интересующий Вас музей.

Самостоятельный осмотр открытой экспозиции Ансамбля мемориального комплекса «Сапун-гора» — без оплаты. Посетители, пользущиеся правом на бесплатное посещение, получают входной билет номиналом «Бесплатно».

Самостоятельный осмотр открытой экспозиции  Мемориального комплекса «Малахов курган» — без оплаты. Посетители, пользущиеся правом на бесплатное посещение, получают входной билет номиналом «Бесплатно».

ОБСЛУЖИВАНИЕ НА ВСЕХ ОБЪЕКТАХ МУЗЕЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ПРИ НАЛИЧИИ ВХОДНОГО БИЛЕТА.

Посетители, пользующиеся льготой при посещении объектов музея, получают входной билет номиналом «БЕСПЛАТНО».

Дополнительные услуги

Севастополь – город Герой, гордость русских моряков. О нём сложены песни, написаны стихи и книги. Город очень красив, здесь немало памятников и музеев, но есть среди них один, который занимает особое место в сердцах горожан – это музей Панорама «Оборона Севастополя». Музей панорама фото:

Историческая справка

В середине XIX в. (1853 – 1856 г.г.) Россия была втянута в полномасштабную войну с коалицией, в которую входили Британия, Франция, Турция, Сардинское королевство и ряд других стран. Официальным поводом для войны послужил конфликт между Николаем I и Наполеоном III. На самом же деле, таким способом были реализованы антироссийские настроения в Европе. В Крымской (или Восточной) войне не оказалось победителей. Но потери России по количеству людей сопоставимы с суммарными потерями вражеской армии. Была нарушена российская финансовая система, утрачен ряд территорий.

Интересно: Во время Крымской войны были впервые: — применены заградительные морские мины; — задействованы в уходе за ранеными сестры милосердия; — в военных целях использован телеграф; — для освещения военных действий использована фотография.

В июне (3 числа) 1854 года первые англо-французские корабли подошли к Севастополю. Через полтора месяца состоялся бой, в котором против береговых укреплений города участвовала эскадра из 21 корабля, а в сентябре началась высадка экспедиционного корпуса. Но только спустя 11 месяцев, 8 сентября 1855 года французам удалось захватить Малахов курган.

Основание музея — как это было

По проекту зодчего В.А. Фельдмана и инженера О.И. Энберга было построено здание круглой формы, диаметр и высота которого одинаковы – 36 м. Купол венчает ротонда. А внутри находится гигантское живописное полотно, высотой 14 м. и протяжённостью 115 м. (площадь его 1610 м²). На картине отражены события 6.06.1855 г., когда защитники Севастополя сумели отразить атаку 43-тысячной армии противника. Это было первое серьёзное поражение для французов и англичан.

Удивляет количество участников в отраженных художником эпизодах – более 4000 человек. Изображенные на полотне элементы композиции дополнены искусно сделанными макетами, воссоздающими историческую обстановку. Ширина предметного плана 8 метров.

На заметку: Ф. Рубо работал над картиной и элементами предметного плана в Мюнхене. Ему помогали ученики и местные мастера. Чтобы перевезти полотно в Севастополь, его намотали на барабан и погрузили на 2 железнодорожные платформы. Предварительно художник сделал множество этюдов на местности, изучил документы, воспоминания очевидцев.

Открытие музея панорамы произошло 14.05.1904 г., оно было приурочено к 50-летию исторического события.

Эпизоды, представленные на панораме

Авторы экспозиции словно предлагают посетителям побывать на вершине Малахова кургана в день штурма. Для этого создана смотровая площадка, с которой зритель будто следит за происходящими событиями.

Композиционный центр панорамы – полуразрушенная башня на одном из бастионов Малахова кургана. Здесь находится командный пункт. С потрясающим мастерством автору удалось скомпоновать батальные сцены таким образом, что их напряженность нарастает. Появляется возможность увидеть все этапы сражения – от стрельбы артиллерийских батарей Малахова кургана, до кульминации события – рукопашной схватки на батарее, которой командовал мичман П. Жерве.

В Панораме представлены как обобщенные образы защитников, так и реальные герои:

  • — вот у бруствера стоит адмирал П. Нахимов, он наблюдает за ходом сражения, его считали душой обороны;
  • — ведёт бой батарея Сухнина, артиллеристы катят дополнительное орудие;
  • — сестра милосердия П. Графова оказывает помощь раненому офицеру (в тот день она помогла 200 защитникам);
  • — заливает водой прилетевшее вражеское ядро солдат Т. Александров;
  • — Даша Севастопольская – молоденькая девушка, жившая на Корабельной стороне. Она продала своё имущество, на вырученные деньги купила лошадь, тележку, одеяла, ткань, вино и уксус, и пошла на поле боя оказывать помощь раненым. Вот она несёт коромысло на плече;
  • — наблюдает за ходом боя командир пехоты Д. Юферов.
  • — крест, выложенный из ядер, символизирует место, где был смертельно ранен адмирал В. Корнилов.

Кроме батальных, на панораме присутствуют сцены нехитрого военного быта – развешенное бельё, жилые землянки, солдат в момент передышки пьёт воду.

Всё это позволяет глубже проникнуть в происходящее, почувствовать единение с защитниками Севастополя, оценить масштаб их подвига.

Видео обзор:

Исторические факты жизни музея

Во время Великой отечественной войны в здание попала бомба. Горящее полотно, рискуя жизнью, пытались спасти другие защитники Севастополя. Но большая часть картины всё-таки сгорела, как и объёмные элементы. Спасенные элементы удалось эвакуировать. Здание же оказалось практически уничтоженным.

Коллектив художников, которым руководили академик В.Н. Яковлев, а затем академик П.П. Соколов-Скаля, заново создали Панораму. В своей работе они использовали фотографии и документы, позволившие полностью восстановить живописную и предметную часть. Вновь музей был открыт в 1954 г. к столетию подвига. Немного позже открыли диораму, освящающую подземно-минную часть обороны.

Полезно знать: При восстановлении Панорамы был добавлен ряд эпизодов, среди которых — приезд на Малахов курган врача Н.И. Пирогова; — матросы П. Кошка и Ф. Заика, вернувшиеся с задания, и другие.

Сохранившиеся первоначальные фрагменты представлены в музее Обороны. Он открыт в здании Панорамы в 1970 г. А в 1974 г. на фасаде здания, в специальных нишах появились бюсты прославленных героев тех событий – адмиралов В. Корнилова и П. Нахимова, матроса П. Кошки, Даши Севастопольской.

Л.Н. Толстой добровольцем отправился в Севастополь, будучи 26-летним подпоручиком артиллерии. Ему мы обязаны великолепной серией «Севастопольских рассказов». Мраморный бюст Л.Н. Толстого также находится среди 13 героев обороны.

Посетителям музея предлагается посмотреть выставку оружия того времени, бывшего на вооружении стран участников сражения. В кино павильоне демонстрируются документальные фильмы об обороне Севастополя, в их числе фильм, снятый в начале ХХ века.

Как добраться в музей — маршрут

Время работы музея: летом в сезон с 9:30 до 17:30 без выходных, в остальное время с 9:30 до 16:00, выходной в понедельник.Стоимость билетов: для взрослых 200 рублей, для школьников и студентов 80 рублей. Более подробную информацию о событиях, выставках и льготах при посещении музея можно получить на официальном сайте: http://sevmuseum.ru/objects/panorama/

Музей панорама на карте Крыма

GPS Координаты: 44.595528 33.523547 Широта/Долгота

14.05.2014 00:04250304d01eba6476806940c7bc5ad7611ca05.JPGФрагмент панорамы «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.».Public Domain

Француз из Одессы увековечил русский подвиг в Германии

История панорамы «Оборона Севастополя» не менее драматична, чем история самой Крымской войны, в которой Россия потерпела поражение, несмотря на беспримерный героизм своих солдат.

В 1899 году, в связи с приближением 50-летия Крымской войны, в Российской империи было решено торжественно отметить героические страницы её истории, в частности оборону Севастополя. Одним из «подарков к юбилею» должна была стать живописная панорама, посвящённая боям за город.

5d163497240ed1aa1006f7657a5380ec.jpg Вопрос-ответКакие войны проходили на территории Крыма?

В 1901 году заказ на создание грандиозного полотна длиной 115 м и шириной 14 м получил Франц Алексеевич Рубо, художник-баталист, основоположник отечественной школы панорамной живописи.

Рубо был уникальным художником. Родившийся в Одессе этнический француз, он большую часть жизни проработал в Германии, но считал себя русским живописцем. И действительно, большинство произведений художника посвящены русской жизни.

Свою первую панораму Рубо закончил в 1890 году. Она называлась «Штурм аула Ахульго» и была посвящена одному из сражений Кавказской войны.

Получив заказ на создание панорамы, посвящённой обороне Севастополя, Рубо отправился в город, где стал знакомиться с документами и портретами участников сражения. Художник сделал около полусотни этюдов, которые являлись подготовкой к грандиозной работе.

Выбирая сюжет для полотна, Франц Рубо решил остановиться на сражении на Малаховом кургане 6 июня 1855 года, когда 75-тысячная русская армия успешно отразила генеральный штурм, предпринятый 173-тысячной англо-французской группировкой.

Закончив работу в Севастополе, Рубо отправился в Петербург, где в течение месяца создавал контурный рисунок будущей панорамы, который и представил на утверждение в Зимнем дворце.

Когда одобрение было получено, Рубо отправился в Германию, в Мюнхен, где в специальном павильоне началась работа над созданием панорамы. Колоссальный объём работы потребовал привлечения многочисленных помощников. Вместе с Рубо над панорамой трудились художники Шенхен, Мерте, Фрош, а также 20 студентов Баварской академии художеств.

Высочайшая критика

На панораме «Оборона Севастополя 1854/55гг.» события воссозданы чрезвычайно тщательно. Одних только людей на полотне присутствует около 4000. И вокруг многих из них разгорелись нешуточные страсти.

f17b1852226500a58b4be4c828cfdcba.jpg«Оборона Севастополя 1854–1855 гг.» Нажмите для увеличения. Фото: wikipedia.org / Rumlin

Дело в том, что Рубо своей задачей видел увековечение памяти о подвиге народа, а его заказчики более заботились о пропагандистском эффекте. Когда в ноябре 1904 года работа над панорамой была закончена, и она была перевезена в Севастополь, туда зачастили «приёмные комиссии», которые стали пенять художнику на «недостатки». К примеру, представители властных структур сочли излишним портретный показ рядовых солдат и матросов, а также предложили заменить фигуру Петра Нахимова на  главнокомандующего Крымской армией князя Горчакова. Рубо, однако, подобные «коррективы» встретил в штыки столь же яростно, как русские солдаты врага на его панораме.

14 мая 1905 года, к 50-летию героической обороны города, панорама была открыта для всеобщего обозрения. Высшей оценкой для Франца Рубо стали слова живых участников боёв, которые назвали картину весьма достоверной.

Панорама экспонировалась в специальном здании на Историческом бульваре, построенном по проекту военного инженера Ф.-О. Энберга при участии архитектора В. Фельдмана.

ed8584c5331c28c0a952aa593e438567.jpg
Здание музея-панорамы в Севастополе. Фото: www.russianlook.com

Сам Рубо в 1909 году вносил в панораму коррективы в соответствии с высочайшей волей императора, покончив с портретными изображениями солдат и матросов на переднем плане, а также избавившись от фигуры Нахимова. Возможно, именно благодаря этому шагу навстречу пожеланиям Николая II, Рубо получил новый заказ и создал, пожалуй, своё самое известное полотно — панорама «Бородинская битва».

В 1912 году Франц Рубо окончательно перебрался в Германию, где прожил последние годы своей жизни почти в полном забвении.

6000 осколков

Во время Гражданской войны представители Антанты планировали вывоз произведения за рубеж, однако жители Севастополя не позволили претворить эти планы в жизнь.

В 1926 году советское правительство планировало реставрацию панорамы, чтобы вернуть ей тот вид, который изначально задумал Рубо. Для этой работы приглашали и самого автора, но живший в Мюнхене художник был тяжело болен и не смог приехать, однако «благословил» на реставрацию своих учеников, оставшихся в России после революции. В 1926 году их усилиями панораме был возвращён изначальный вид.

5237139637b05672d80ef33970cbabdf.jpg Статья по темеБитва за Крым. Ветераны боёв за Севастополь о весне 44-го

Так уж случилось, что панорама, посвящённая обороне Севастополя, сама стала участницей новой обороны города, на сей раз от немецко-фашистских захватчиков. 25 июня 1942 года при артобстреле здание панорамы частично разрушилось и загорелось. Однако благодаря мужеству пожарных, солдат и моряков удалось вынести из огня 86 фрагментов полотна, которые составляли до 80 процентов всей картины.

27 июня бесценные полотна вывезли на лидере эсминцев «Ташкент» — одном из последних кораблей, которому удалось вырваться из Севастополя перед захватом его гитлеровцами.

«Ташкент», на котором находилось свыше 2000 раненых и беженцев, под градом вражеских бомб сумел прорваться в Новороссийск, доставив и людей, и спасённые фрагменты панорамы.

Картину переправили в Новосибирск, в филиал Государственной Третьяковской галереи, где специалисты смогли оценить нанесённый ущерб. Результат был неутешительным — одних пробоин от осколков насчитали около 6000. Кроме того, полотна пострадали при транспортировке из Севастополя, так как трюмы корабля, где находилась панорама, были полузатоплены.

Возрождение

Для дальнейших работ панорама была переправлена в Москву. Там специалисты вынесли вердикт — спасено до двух третей картины, однако состояние полотна фактически исключает возможность его полной реставрации.

Тем не менее возрождение панорамы «Оборона Севастополя» особой строкой было включено в пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства СССР.

27ea83a9d8c98a8e47eceb921a606500.jpg Вопрос-ответИстория Севастополя и его значение для России

Для работ было выделено большое подвальное помещение Всесоюзной публичной библиотеки имени Ленина.

К реставрации привлекли лучших специалистов, на работы выделялись крупные финансовые средства. Возглавил группу реставраторов академик живописи Василий Яковлев, после кончины которого в 1953 году руководство работами взял на себя академик Павел Соколов-Скаля.

Это была не просто реставрация, а фактическое создание творческой копии шедевра. Художники, опираясь на исторические материалы, создали новые эпизоды панорамы: приезд хирурга Пирогова на перевязочный пункт; возвращение из ночной вылазки легендарного разведчика Петра Кошки и его друга Фёдора Заики и ряд других.

Новое открытие панорамы «Оборона Севастополя 1854–1855 гг.» состоялось 16 октября 1954 года, к 100-летию первой обороны Севастополя.

Музей-панорама «Оборона Севастополя» и по сей день остаётся одной из главных достопримечательностей города русской славы.

Следующий материал

Также вам может быть интересно

Используемые источники:

  • https://sevmuseum.ru/objects/исторический-бульвар/panorama/
  • https://sevmuseum.ru/objects/исторический-бульвар/panorama/panorama-expo/
  • https://sevmuseum.ru/visitors/цены-на-услуги/
  • https://of-crimea.ru/razvlecheniya/muzei/muzej-panorama-oborona-sevastopolya.html
  • https://aif.ru/society/history/panorama_oborona_sevastopolya_istoriya_shedevra_franca_rubo

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий