Карта Узловой подробно с улицами, домами и районами

ТолкованиеПеревод

Узловая
le>Город Узловая
Герб
90px-Coat_of_Arms_of_Uzlovaya_%28Tula_oblast%29.png
Страна РоссияРоссия
Субъект федерации Тульская областьТульская область
Муниципальный район Узловский
Координаты Координаты: 53°58′44.91″ с. ш.38°09′36.3″ в. д. / 53.979142° с. ш.38.160083° в. д.   53.979142, 38.16008353°58′44.91″ с. ш.38°09′36.3″ в. д. / 53.979142° с. ш.38.160083° в. д.   
Глава Самохвалов Михаил Вячеславович
Основан 1873
Прежние названия до 1877 — Хрущёвская
Город с 1938
Площадь 22,6 км²
Высота центра 220 м
Население 55 282[1] человек (2010)
Этнохороним узловча́не, узловча́нин, узловча́нка
Часовой пояс UTC+4
Телефонный код +7 48731
Почтовый индекс 301600
Почтовые индексы 301602, 301603, 301605, 301607, 301608, 301609
Автомобильный код 71
Код ОКАТО 70 428
Официальный сайт http://mo-uzlovaya.ru

</td></tr>

Узлова́я — город в Тульской областиРоссии, административный центр Узловского района. Население (по итогам Всероссийской переписи населения 2010 года) — 55 282 человека.

География

Город расположен в центре Среднерусской возвышенности на пересечении железных дорог Сызрань — Вязьма и Москва — Донбасс, в 47 км от Тулы и в 230 км юго-восточнее Москвы. Железнодорожные станции Узловая-1, Узловая-2, Узловая-3. Является частью Тульско-Новомосковской агломерации. Муниципальное образование (городское поселение) «город Узловая» граничит на севере — с муниципальным образованием Каменецкое, на востоке — с муниципальным образованием Майское, на юге и юго-западе — с муниципальными образованиями Партизанское и рабочий поселок Брусянский, на западе — с муниципальным образованием Дедиловское Киреевского района.

Существуют народные названия микрорайонов: Центральный район (Обувной), Машзавод/Степь, Мертвый, Трест/Паспортный/МТС, Красная Узловая, Квартал.

История

Поселения человека на месте города имеются с неолита (копи железной руды и городища в районе станции Дедилово (поселок 5-й пятилетки, Узловский район)). В Средневековье — территория города относилась к т. н. Дикому полю, в связи с чем — постоянные поселения из-за угрозы набегов из степи — отсутствовали. В XVIII веке — сельское население, проживавшее в данном районе в основном было переселено по указу Петра Великого на Урал в качестве рабочей силы развивавшейся там промышленности, в результате чего территория Узловского района была довольно безлюдной до последней четверти XVIII века (равно как и вся юго-восточная часть Тульской губернии), когда на его территории возникли помещичьи владения графов Бобринских. В тот же период русским естествоиспытателем Болотовым на территории района обнаружены запасы бурого угля.

В основном заселение территории города происходит уже во второй половине XIX века главным образом по причине промышленного и транспортного освоения данного района.

На месте города в 1873 году началось строительство Сызранско-Вяземской железной дороги, и возникла станция 2-го класса Хрущёвская как узел трех направлений на Ряжск, Елец и Тулу. С 1877 года станция стала называться Узловой.

В 1924 году станция становится районным центром Узловского районаБогородицкого уездаТульской губернии (с 1937 года — в Тульской области).

В 1926 году посёлок при станции Узловая отнесен к категории рабочих посёлков.

11 сентября1938 года рабочему посёлку Узловая присвоен статус города.

Узловая в годы войны

22 июня ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР направили партийным и советским организаторам прифронтовых областей директиву, в которой была изложена программа мобилизации всех сил на борьбу с врагом.

В Узловой первыми ушли на фронт зав. отделом агитации и пропаганды С. А. Сергеев, инструктор райкома Исаев, председатель райкома угольщиков Яков, секретарь райкома ВЛКСМ Чекмарев, комсорг шахты № 2 Шестаков и другие.

30 июня был создан Государственный Комитет Обороны под руководством И. В. Сталина, в руках которого сосредоточилась вся власть в стране.

Руководствуясь решением ГКО, в Узловой по руководством районной партийной организации ВКП(б) были развернуты работы по укреплению города и района и перестройке производства на военный лад.

В конце июня 1941 года в Узловой созданы 2 истребительных батальона по 300 человек, один районный, другой — железнодорожный. Также узловчане работали на сооружении оборонных сооружений в районах Вязьмы, Дорогобужа, Смоленска.

Лозунгами дня стали «Все для фронта, все для победы», «Все для победы над врагом», «Работать по-фронтовому». Коллектив паровозного депо обязался обеспечить бесперебойное движение народохозяйственных грузов и воинских эшелонов. Машинисты-коммунисты Ксюнин, Золотарёв, Ермаков, Внуков возглавили движение тяжеловесников, добиваясь экономии крайне дефицитного угля. Коллектив ст. Узловая взял обязательство сократить до минимума простой вагонов, формировать поезда скоростными методами, отправлять их строго по графику.

8 октября ГКО принял постановление о эвакуации из Тулы оборонных заводов и промышленных предприятий, а также их персонала.

16 октября немецко-фашисткие части, прорвав оборону советских войск, вышли к пригородам Тулы.

12 октября 1941 года началась эвакуация из Узловой. В этот же день была первая бомбежка. Бомбили ж/д мост и путепровод через реку Любовка. Объекты не пострадали. Второй эшелон отправили 14 октября. С ним выехали семьи машинистов, кондукторов, работников отделений, учителей ж/д школ. Узловские эшелоны отправлялись на станцию УрбахСаратовской области. Конечными пунктами были различные станции на территории Казахской СССР.

Эвакуация предприятий ж/д узла и железнодорожников, связанных с движением поездов, происходила позже. Её разрешили только после окончания эвакуации оборудования тульских промышленных предприятий эшелонами, которые отправлялись в глубокий тыл через Узловую. После полученного приказа об эвакуации предприятий железнодорожники разобрали главные станционные пути, вывезли в тыл паровозы, вагоны, стрелочные переводы.

Жестокая бомбежка Узловой была 25 октября 1941 года. Бомбили железнодорожные составы, больницу, бомбы были сброшены на Советскую площадь и на примыкающие улицы. Бомбежками 5 и 6 ноября был разбит и подожжен городской элеватор.

Фронт непрерывно приближался к Узловой. Наиболее трудно приходилось паровозным бригадам, водившим поезда на участке Узловая — Ожерелье. Требовалась выдержка и мастерство, чтобы уехать от бомб и пулеметных очередей. Так погибли машинист Ф. Скорик и его помощник. Был расстрелян из танка паровоз машиниста Михоты.

В середине ноября 1941 года из резерва Ставки Верховного Главнокомандования прибыла с Дальнего Востока239-я стрелковая дивизия. 14-18 ноября её полки выгружались на ст. Узловая и с ходу вступали в бой. Бывший командир 239-й стрелковой дивизии Г. О. Мартиросян писал:

Потери наши были очень тяжелыми. Но мы настойчиво сдерживали натиск врага на широком фронте от села Дедилова до Епифани. Особенно жестокие бои развернулись в районе Узловой.

21 ноября 1941 года, несмотря на упорное сопротивление советских войск, враг овладел городом и станцией Узловая.

8 декабря началось мощное контрнаступление советских войск под Тулой.

14 декабря первый гвардейский кавалерийский корпус под командованием генерала Белова освободил Узловую и Дедилово. Из города немцы были выбиты 108 гвардейским кавалерийским полком второй гвардейской дивизии.

Командир полка подполковник Вячеслав Дмитриевич Васильев писал:

Мела пурга, на окраине Узловой темнели силуэты фашистских танков. Разведка донесла, что немцы готовятся удирать. Медленно тянутся минуты. Наконец вверх взмыла ракета и батареи капитана Обуховского беглым огнём накрыла фашистов. А в это время часть полка была уже в сёдлах, другая ждала приказа о наступлении на станцию. Едва прекратился обстрел и немцы зашевелились в окопах, раздалось мощное «Ура». 108 полк занял Узловую почти без потерь.

После оккупации в Узловой прежде всего была налажена выпечка хлеба, дали электроэнергию, восстановили водопровод.

24 декабря со станции Павелец в Узловую прибыл восстановительный поезд, а в конце декабря через станцию Узловая I пошли воинские эшелоны во всех 4 направлениях.

29 декабря 1941 годаСНК принял постановление о немедленном восстановлении шахт Подмосковного бассейна. Первой стала действовать угольная шахта № 2. К осени 1943 года последствия оккупации были полностью ликвидированы.

Около 8 тысяч узловчан было участниками Великой Отечественной войны. Из них почти 2 тыс. погибли, 13 человек получили высокое звание Героя Советского Союза.

Послевоенный период

25 февраля1943 года город Узловая отнесен к разряду городов областного подчинения.

Максимальной численности население достигло к 1979 году (100 тысяч человек, 120 тысяч — вместе с районом), после чего до настоящего времени — она неуклонно снижалась по причинам отрицательного баланса трудовой миграции (район относится к классически депрессивным угольным регионам с законченной разработкой ископаемых), высокой смертности из-за неблагоприятной экологической (город находится в регионе с сильно развитыми «грязными» отраслями промышленности (т. н. Тульский промышленный район: металлургия, химическая промышленность) — рядом с Узловой находятся четыре крупнейших предприятия химической промышленности) и социально-экономической обстановки.

Images.png Внешние изображения
Карта радиационного загрязнения Тульской области цезием-137 (ИБРАЭ РАН)

В 1986 году территория города и района, как и ряд других территорий Тульской области (в основном в полосе южнее Тулы с запада на восток области), подверглась серьёзному радиоактивному заражению в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, что повлекло значительное переоблучение населения, которое до 1989 года об опасности проинформировано не было. До 2002 года территория города и района имела статус «зоны с правом на отселение». С 2002 года город относится к «территории с льготным социально-экономическим статусом».

С 2006 годаУзловая образует муниципальное образование (городское поселение) «город Узловая» в составе Узловского района.

Население

Изменение численности населения по данным всесоюзных и всероссийских переписей:[2]

год 1959 1970 1979 1989 2002 2010
чел. 53912 61945 64752 64889 59763 55282

Промышленность, наука, образование

Узловский железнодорожный вокзал

С 1938 года заложена первая угольная шахта (шахта № 1, пос. Горняцкий, Подмосковный угольный бассейн, впоследствии создан трест «Молотовуголь», преобразованный в «Узловскуголь», позднее вошедший в «Новомосковскуголь» и в конце концов — в объединение ОАО «Тулауголь»), обеспечивающая потребности в буром угле прежде всего крупной Каширской угольной электростанции. В годы наибольшего развития (конец 50-х — середина 60-х) максимальное количество одновременно действовавших шахт в Узловском районе достигало двадцати. При этом следует отметить малую мощность и низкий уровень механизации шахт первого поколения. Последняя угольная шахта в районе (шахта «Дубовская», ранее — «3-я Бибиковская») была закрыта в 2000 году.

В городе расположены:

  • Машиностроительный завод ОАО «Кран» им. Федунца (электрические краны и горно-шахтные комплексы, конвейеры)
  • Химический завод ОАО «Пластик» (производство пластмасс и композитов)
  • ОАО «Аппаратура дальней связи»
  • Локомотивное депо
  • Крупная хабовая железнодорожная станция Московской железной дороги (линии — Калуга-Ряжск (бывшая Сызрано-Вяземская ЖД), Ожерелье-Елец (бывшая Московско-Донбасская ЖД))

Вид на машиностроительный завод с Заводской улицы

  • Обувная фабрика
  • Машиностроительный колледж (УМК)
  • Техникум железнодорожного транспорта
  • Медицинское училище
  • ГОУ НПО ТО ПУ № 5
  • ГОУ НПО ТО ПУ № 21
  • ГОУ НПО ТО ПУ № 31
  • МОУ СОШ № 7
  • Гимназия
  • МОУ СОШ № 59
  • МБОУ СОШ № 1
  • МОУ СОШ № 2
  • МОУ СОШ № 4
  • МОУ СОШ № 81
  • МОУ СОШ № 17
  • МОУ СОШ № 22
  • МОУ СОШ № 61 (школа № 61)
  • МБОУ Лицей (бывшая № 20)
  • Хладокомбинат
  • ЗАО «Узловский завод строительных конструкций — Центргаз»
  • ОАО «Мужские сорочки»
  • ОАО «Камертон»
  • ЗАО «Винелла»
  • ОАО «Узловский хлебокомбинат»
  • ОАО «Автоколонна № 2064»
  • ООО «Узловский молочный комбинат»

Жилищно-коммунальное хозяйство

Общая площадь жилищного фонда МО г. Узловая составляет 1069,3 тыс. м², из них: приватизировано — 839,1 тыс. м²; не приватизировано — 230,2 тыс. м². В рамках областной целевой программы «Переселения граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда Тульской области на 2002—2010 гг.» за 2002—2008 гг. введено в действие 22 тыс. м² жилья. В городе работает 22 котельных с суммарной мощностью 191,16 Гкал/час. За отопительный сезон 2008—2009 гг. произведено тепловой энергии 187,5 тыс. Гкал, отпущено тепловой энергии 163,6 тыс. Гкал, в том числе населению — 125,9 тыс. Гкал.

Здравоохранение

В МО г. Узловая функционирует 4 больничных учреждения, число больничных коек — 829. В медицинских учреждениях МО г. Узловая трудятся 227 врачей, численность среднего медицинского персонала — 819 человек.

Культура

На территории муниципального образования город Узловая работают:

  • МУК Городской Дом Культуры «Ровесник»
  • МУК Парк Культуры и Отдыха
  • МУК «Молодежный любительский театр»
  • МУК «Узловская городская централизованная библиотечная система»
  • МУК «Социально-культурный центр „Юность“ город Узловая»

СМИ

Имя Описание
«Знамя» Районная общественно-политическая газета. Основана 11 октября 1930 года.
ТК «Каскад» Телевизионный канал. Кабельная сеть основана в 1991 году. Вещает на 49 ДМВ ТВК мощностью 500 Вт с 1995 года. (Узловский, Новомосковский, Кимовский, Киреевский, Богородицкий и Веневский районы, часть Ленинского района и город Донской, всего около 240 тыс. жителей)

Религия

Свято-Троицкий храм

В городе действуют два православных храма — Свято-Троицкий и Свято-Успенский, пресвитерианская церковь «Преображение», церковь евангельских христиан-баптистов «Воскресение», а также церкви адвентистов седьмого дня и свидетелей Иеговы.

Известные люди, уроженцы и жители Узловой

Бюст в сквере им. А. П. Завенягина в УзловойДругие книги по запросу «Узловая» >>

Узловая на карте — спутник и схема

Территориальное устройство на карте

В городе расположено 11 микрорайонов. На карте Узловой с домами легко найти крупнейшие районы: Центральный микрорайон, микрорайон Южный, Северный городок, микрорайон улицы Горького и Красная узловая.

</span></p>

Справочная информация

Дата образования: 1873 год
Площадь кв. км.: 22,6
Население: 51 922
Индекс: 301602, 301603, 301605, 301607, 301608, 301609
Телефонный код: +7 48731
Автомобильный код: 71
Код ОКАТО: 70 428

Узловая — вокзалы

Записей пока нет ПоделитьсяДругие карты и городаПогода онлайнИспользуемые источники:

  • https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/131403
  • https://1maps.ru/karta-uzlovoj-podrobno-s-ulicami-domami-i-rajonami/

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Илья Коршунов
Наш эксперт
Написано статей
134
Добавить комментарий